karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Тримаран "Финвал".
karpukhins
Экспедиция Лена-Таймыр 2014.

Весь наш долгий путь в недавно прошедшей экспедиции мы проделали на парусно-моторном тримаране "Финвал". Это детище нашего капитана Андрея Семёнова. Думаю, у многих есть вопросы по поводу этого судна. Поэтому попросил Андрея написать пару слов о тримаране. Текст под катом. Вероятно, после этого вопросов будет ещё больше, поэтому даю контакты капитана. Ищите их тоже под катом в конце текста. Можете также спрашивать прямо в комментариях, Андрей не имеет аккаунта в ЖЖ, но ответит под своей подписью. Текст даю полностью авторский.

037-1734



Многие годы меня, как зоолога, морского зоолога, влекла мечта иметь небольшое судно, которое могло использоваться как научная плавучая лаборатория и соответственно было способно выдержать длительное автономное плавание в достаточно суровых условиях. Оно должно было быть с одной стороны разборным, с другой стороны достаточно комфортным и мореходным; иметь небольшой вес и малую осадку и в то же время большую грузоподъёмность; быть недорогим и несложным в изготовлении и эксплуатации. Эти, на первый взгляд, противоречивые требования, и ставили меня в тупик… Изучая все сложности ответвлений отечественной инженерно-туристической мысли – постепенно я остановил свой выбор на моделях разборных парусно-моторных судов на основе баллонов ПВХ. Сначала мной был изготовлен и опробован вариант катамарана (баллоны изготовлены фирмой Сплав, Нижний Новгород) – на основе двух семиметровых баллонов. Полужёсткая конструкция из продольных и поперечных дюралевых труб с палубой из ПВХ и достаточно большой разборной рубкой (2.5х4.5 метра). Длительная его эксплуатация в Арктике и др. регионах показали много слабых сторон. При постоянном морском волнении и ветре соединения труб местами ломались, рубка при низких температурах в собранном виде обильно источала конденсат…Днём, когда рубка разбиралась – приходилось оставаться наедине с безжалостным арктическим ветром, дождём и прочими прелестями… Поэтому судно пришлось видоизменить – в центре поставили третий баллон (9 метров), силовую конструкцию усилили, сделали жёсткую рубку из фанеры с пвх-покрытием. Длительная экспедиция Лена-Таймыр. когда было пройдено более 5,5 тысяч километров, показала, что судно идеально отвечает поставленным задачам. Есть, конечно, и недостатки: большой вес, сложность сборки и разборки, невысокая скорость. Но, в целом, конструкция удалась: серьёзных поломок, несмотря на штормы и другие прелести, не было. Форма рубки максимально позволяет снизить её парусность… В рубке, размером 5х2,5х1,3 метра. есть две небольшие изолированные каютки на два человека плюс два места в «кают-компании» (всего, с относительным комфортом, в каюте размещаются шесть человек). Рубка позволяет спокойно отдыхать при любой погоде, в том числе на плаву в штормовых условиях. Усилиями пяти мужчин при помощи катков и «внутреннего пара» тримаран вытаскивается на берег. Имея осадку при полной загрузке (с поднятыми швертами) не более 40см. судно легко укрывается почти в любой речке или микробухточке. На судне есть гальюн и маленькая туристическая печь, которые мы в сезон 2014 года использовали мало (печь коптит парус и опасна из-за наличия на борту большого количества бензина). Движитель – мотор «судзуки-15» и парус (нами используется только как аварийное средство). Автономность судна без дозаправок – до полутора месяцев или более 2000 км.

Контакты для связи:

finvalAC@yandex.ru

https://www.facebook.com/finvalac

037-0140
В тексте говорится о наличии гальюна. Вот видите справа дверка за Андреем, это оно и есть. Но на самом деле что-то не припомню, чтобы кто-то им воспользовался, этот закуток больше использовался как кладовка. И ещё Андрей не упомянул, что у нас был газ, который при экономном использовании мы растянули почти на всю экспедицию, не хватило только на последнюю неделю. Обычно воду кипятили на костре, а затем уже в горячей воде готовили пищу на газу.

037-0721

Вот я почему-то внутренности катамарана снимал только на свою беззеркалку и эти файлы пока не могу распаковать, потому что нужен более свежий фотошоп. Но у меня есть подходящее видео на котором можно увидеть как там у нас внутри. На заднем плане вы видите две маленьких каюты вместимостью на двух человек каждая. Ещё два спальных места на боковых рундуках кают-компании, в которых лежит масса всего необходимого. На видео на этих рундуках сидят люди. Посередине труба мачты. На время покушать на рундуки укладывалась широкая фанера и это у нас был стол вокруг которого садилась команда.



И ещё одна видеозапись для представления как выглядит тримаран сзади во время движения, для этого мне пришлось сесть в лодку, которая всё время за нами волочилась.



Предыдущая часть.

Продолжение следует.




  • 1
Добрый времени суток, Андрей Романович.
Интересует вот какой момент. Ваша рубка со стороны выглядит как ферма, которая должна бы придавать продольную и поперечную жесткость всей конструкции моста. Также можно предположить что в узлах этой фермы могли возникать нагрузки(растяжение сжатие кручение) несовместимые с пределами прочности дерева. Меж тем судно прошло серьезный поход и не требует, как я понял из отчета, ремонта. Не могли бы вы поподробней рассказать о силовой схеме рубки и о том как стыкуются ее элементы между собой. Также было бы интересно знать размерности труб рамы, сечения бруса из которого собрана рубка и толщину фанеры. Также было бы интересно знать диаметры основного и боковых баллонов.
Если вас не затруднит расскажите в какие ветро-волновые условия вы попадали? Каким курсом старались идти к волне? Прохватывал ли воздух винт? Как вы с этим боролись? Как было с управлением при сильном волнении? Какую высоту волны(морской и речной) вы лично считаете приемлемой для своего судна а какую уже не допустимой.
С уважением Виктор.

Edited at 2014-10-16 12:00 pm (UTC)

Интересно! А в каком месте внутри тримарана готовилась еда? И еще интересно, в этих двух маленьких каютах как спальные места расположены: перпендикулярно к тем, на которых все сидят на фото? А для второго человека человека в маленькой каюте спальное место где?

Еда готовилась на портативной газовой плите, которая на это время устанавливалась на то место где на видео сейчас сидит Света.
Спальные места в каютах вдоль, длина кают вглубь около 180см, два человека укладываются легко и даже не тесно.

Летом шли на байдарке таймень от Якутска до Тикси вдвоем (11авг-13сент). Много от местных слышала о вашей команде. Правда данные все время расходились по срокам и количеству человек. Очень рада, что нашла вас в жж на второй день регистрации. Буду следить.

Ксения.

Re: По следам

Добро пожаловать.

На мой взгляд, эта экспедиция не Ваш профиль. Не жаль потраченного времени?

Профиль всегда надо расширять. Абсолютно не жаль.

Сергей, я имела ввиду те самые маленькие каюты, на два человека каждая. Как в них на ночь помещались два человека? Рядом или один внизу, а другой на второй полке? На видео производится впечатление, что каюты эти очень маленькие.

Я о них и говорю, не такие уж они маленькие, никаких вторых полок, два человека вполне комфортно.

Мне интересно: сдувались ли баллоны от каких-нибудь причин за время путешествия? Я прогнозирую, что количество тримаранов на Лене с каждым годом будет увеличиваться.

С баллонами ни разу не было проблем. Тримараны и катамараны ходят не только по Лене. Это всё более популярное судно для морских путешествий.

(Deleted comment)
Неэкологично и непрочно... Хотя это вариант рассматривался, но был отклонён..

Всем - день добрый! Не был несколько дней на связи - прошу извинения за запоздалые ответы.... Постараюсь ответить кратко.. Рубка выполнена из 4-мм. фанеры.. Каркас из бруса - разного, частью клееного 40х40, 40х20, частью неклееного 40-40. Да, действительно возросшая из-за рубки жёсткость меня сильно беспокоила - я долго пытался найти компромисс и нашёл простой (но трудоёмкий)выход: рубка просто ставится на трамплин (точнее собирается)и верхним покрытием из ПВХ плотно приклеивается к трамплину (конечно при этом нужно избежать острых режущих углов). Финский ("горячий")клей прочно удерживает всю конструкцию. При этом получаются полужёсткие соединения. Рубка ведёт себя как единое целое... но на аммортизирующей основе.. Но конечно клеить при сборке верх рубки к трамплину "на коленке" очень непросто... Вообще, судно такого исполнения предназначено для длительных сложных походов (очень трудоёмка сборка и разборка, хотя и есть возможность усовершенствовать). Диаметры всех баллонов одинаковы - 67 см... Трубы Д-16Т.. Баллонные стрингера -40мм. Поперечные 50-60мм. В данном походе на м. Опасном мы попадали в 6-7 метровую волну и серьёзные сулои.. Волна 1-2 метра была нормой... Судно двигается, едва зарываясь носом в волну.. Конечно, рубка поскрипывает.. но не было её серьёзных поломок.. Хорошо держит волну с разных направлений... Размер волны выдержит и больший - дело в её крутизне... Но перевернуть Финвал очень трудно - достаточно тяжёлая и устойчивая конструкция. При сильных ветрах есть терпимая парусность, что несколько осложняет управление...


А на Лене любой шторм выдержит тримаран?

Технические характеристики

(Anonymous)
Хотелось бы узнать, какова скорость тримарана, расход топлива на 100 км. Парус был использован в качестве основного движителя или нет? Крепление мотора не по центру влияет на управляемость? Почему волочилась лодка за тримараном - это значительно снижает скорость. Я всегда поднимаю на палубу. Мотор четырехтактник? Использовал такой, есть желание установить дистанционное управление - так удобнее.

Re: Технические характеристики

Вы бы представились как-то. И на некоторые ваши вопросы ответ уже дан, читайте не ленитесь.

Скорость тримарана колебалась от 4 до 9 узлов.... Расход очень разный.. Расположение мотора не по центру на управляемость практически не влияет.. На остальные вопросы отвечал ранее и в основном тексте.

Выглядит не очень, конечно. Вероятно это и не преследовалось

  • 1
?

Log in

No account? Create an account