karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Василий и Татьяна Прончищевы. Имена далёких берегов.
karpukhins
Экспедиция Лена-Таймыр 2014.

Мы пришли в Усть-Оленёк и, рассказывая об этом посёлке, невозможно оставить без внимания одну из многочисленных страниц в его истории. Здесь навеки упокоились Василий и Татьяна Прончищевы, имена которых можно найти на географической карте несколько восточнее. Собственно весь восточный берег Таймыра так и называется - Берег Прончищева. Есть там также и река Прончищева и озеро с тем же названием и, в конце концов, бухта Марии Прончищевой. А в междуречье Оленька и Анабара можно найти кряж Прончищева. Нам ещё предстоит побывать там, именно туда и лежит наш дальнейший путь. Кто же эти люди, оставившие свой след в истории географических открытий.

037-1873
Могила Прончищевых в посёлке Усть-Оленёк.

037-1876


037-1884
Памятник находится несколько в стороне от могилы, на склоне. Поставлен уже в наше время.


Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.

Василий Васильевич Прончищев (1702 - 1736) родился в мелкопоместной дворянской семье в селе Богимово Калужской губернии. Тринадцатилетним подростком он был определен на учебу в Московскую навигацкую школу. По окончании ее учился в Морской академии в Петербурге, затем служил на Балтике. К 1732 г. штурман Прончищев заслужил репутацию опытного судоводителя. Видимо, в том же году он познакомился в Кронштадте с Татьяной Кондыревой. 20 мая 1733 г. в одной из тульских деревень состоялась их свадьба. Василий Прончищев получил отпуск и медовый месяц провел вместе с женой на родине и в Москве. Этот месяц, однако, не был беззаботным - молодой чете предстояло вскоре отправиться в далекую экспедицию. Будущая полярная путешественница родилась в 1713 г. в селе Березово Алексинского уезда в семье стряпчего Федора Степановича Кондырева.

Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, "лучшего штурмана Кронштадта" (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств - коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.

Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г. , после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна - дубель - шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель - шлюпа "Якутск". Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель - шлюпу идти "из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья", то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.

Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель - шлюпе "Якутск", находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне "незаконно", вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения Беринга, остается загадкой. Во всяком случае, жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась - именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.

До конца лета 1735 г. «Якутск» прошел с инструментальной съемкой 1800 километров вниз по Лене и вышел в Ледовитый океан. Здесь простились со вторым кораблем экспедиции - ботом "Иркутск", получившим задание пройти Беринговым проливом в Тихий океан. На зимовку встали в устье реки Оленек. Команда благополучно перенесла зимовку, но к весне 1736 г. у некоторых членов экипажа, в том числе у капитана и его жены, обнаружились признаки цинги. Однако Прончищев не придал значения болезни и решил продолжать путь вперед.

Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель - шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие - остров Преображения (там нам ещё предстоит побывать). Далее повернули на север, и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды.

Утром 19 августа, когда "Якутск" находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.

Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и "Якутск" под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).

Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось, нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы. 28 августа «Якутск» вошел в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог, так как дул сильный южный ветер и от сгона воды обмелел фарватер. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. В восемь часов вечера 29 августа 1736 г. Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался.

Из-за сильного ветра "Якутск" еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: "Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег". 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А через шесть дней, 12 сентября 1736 г. , Челюскин записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".
Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.

Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале "Якутска". Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте. Имя "Мария" появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись "М. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.

Как я уже рассказывал, впервые в Усть-Оленьке и на могиле Прончищевых мне довелось побывать в 2000-м году. Это был завершающий этап в моей серии «5000 километров в одиночку». И в процессе подготовки, пути в поисках информации привели меня в клуб «Приключение» Шпаро. В 1999-м году ребята из клуба провели в Усть-Оленьке уникальную экспедицию. Дело в том, что в истории сохранился облик всего лишь трёх из нескольких тысяч участников Великой Северной экспедиции. В том числе неизвестно было, как выглядела и чета Прончищевых. Воссоздание их облика как раз и ставилось в задачи экспедиции клуба «Приключение». Для этого, конечно, необходимо было провести эксгумацию, а специалисты провели реконструкцию облика Прончищевых.

Vasili_and_Tatiana_Pronchishchev
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина

Предыдущая часть.

Продолжение следует.







  • 1
Столько лет прошло, столько событий, а место последнего упокоения сохранилось, видимо есть высшая справедливость.

А у скольких не менее мужественных людей, отдавших свою жизнь за исследование неведомого, не сохранилась. Совершенно непонятно, причём тут высшая справедливость.

В данном случае я говорю о конкретных людях, Прончищевых, а не берусь судить в глобальном масштабе. Север суровый край где порой за считанные годы природа стирает все следы человека, и мне кажется, если след остается в этом есть смысл.

Я понял ваше мнение. С моей стороны считаю такой подход несправедливым к тем, чьи следы стёрты.

One way ticket. Сильные люди...
А вы чем спасались от цинги?

Edited at 2014-11-03 03:59 pm (UTC)

Нам цинга не угрожала.

Спасибо за такой интересный рассказ!

А даже поверхностное ознакомление с благой но несколько мрачноватой темой об эксгумации и реконструкции, заставляет задуматься.
Цитируя отрывок из "Злополучный Прончищев и его неустрашимая жена..."
Татьяна Федяева, г. Таруса Калужской области "
***
Эксгумация тел выявила странное: похороненный со всеми почестями Василий Прончищев оказался без мундира: в могиле не сохранилось ни одной от него пуговицы. Все зубы и у него и у Татьяны целы: значит, цинги не было. При этом отмечено то, о чем ни в каких записях нет ни слова: у Василия был открытый перелом большой берцовой кости. Это и сегодня опасно, а тогда, когда ни антибиотиков, ни хирургии... Как же страдал он в свои последние дни! А Татьяна? По преданию, она умерла от тоски. Но нет сегодня в медицинских справочниках такой болезни. Вряд ли даже в те суровые времена молодая женщина, вынесшая чудовищные тяготы пути, могла от этого умереть. Так что же послужило причиной гибели Прончищевых, которые жили вместе не так уж долго и умерли, как в старых сказках, почти в один день (две недели - срок невелик)? 12 сентября 1736 года не стало женщины, о которой мы могли бы никогда не узнать, если бы не две строчки в корабельном журнале, занесенные рукой Семена Челюскина: "В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки "Якуцка" Прончищева волею Божией жена его умре..."

***
Но благодаря в том числе и этим отважным людям Россия прирастает мощью земли сибирской. Вот о чем бы фильмы снимать. А не выкидывать впустую миллионы на пустопорожние авторские опусы типа солнечных ударов, Сталинградов с горячо влюбленными фашистами и т.п


Edited at 2014-11-03 05:31 pm (UTC)

Очень интересно вас читать :)

Добро пожаловать.

С погодой пока везет...Как-то суровей представлялиь те места.
То ли еще будет?

Не стоит судить о погоде по фотографиям, как правило снимают в хорошую погоду.

архипелаг Комсомольской Правды
Как до революции назывался этот архипелаг?

Вот этого не знаю.

Спасибо, просветили.

Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"

Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное" на главной странице Живого Журнала

Вахтенный журнал "Якутска"

специально пролистала книжку
Юрий Крутогоров. Куда ведет Нептун. Дет.лит. 1990 стр.251
автор приводит выдержку из вахт.журнала
"30 августа 1736 года в исходе восьмого часа наш командир Прончищев божию волею умер. По регламенту и старшинству взял команду Семен Челюскин"

Edited at 2014-11-12 07:56 pm (UTC)

Спасибо, очень интересно. Ничего не знала про них.

спасибо, такое удовольствие получил. Я леталв Жиганске

(Anonymous)
С огромным удовольствием просмотрел и прочитал вами пройденный путь. Я пилот АН-2 Жиганского отряда. Это мой район полетов, где я 15 лет летал по этим местам. Жил в Жиганске, в Оленьке.Был на могиле Де Лонга, на могиле Прончищевых. Читая Ваш материал, как будто снова там побывал. За 2 десятилетия многое изменилось. В Джарджане перемены, раньше жили 2 семьи , а теперь и нефтебаза, и кран, и балки... Жиганск обновляется. Ваша работа так важна. Вот где проявляется патриотизм, мужество,Спасибо Вам всем !

Re: спасибо, такое удовольствие получил. Я леталв Жиганс

Спасибо. Такие отзывы наиболее ценны для меня.

Я не совсем понял - от чего же умерла Татьяна?

Об этом нет подробностей в истории, но условия там были действительно экстремальные.

Географические названия Таймыра и Татьяна Прончищева

Пользователь kraevushka сослался на вашу запись в своей записи «Географические названия Таймыра и Татьяна Прончищева » в контексте: [...] . Скульптурная реконструкция С. А. Никитина Памятник Проничщевым в поселке Усть-Оленёк. Отсюда [...]

Географические названия Таймыра и Татьяна Прончищева

Пользователь kraevushka сослался на вашу запись в своей записи «Географические названия Таймыра и Татьяна Прончищева » в контексте: [...] Могила Прочищевых в поселке Усть-Оленёк. Отсюда [...]

Географические названия Таймыра и Татьяна Прончищева

Пользователь kraevushka сослался на вашу запись в своей записи «Географические названия Таймыра и Татьяна Прончищева » в контексте: [...] Рекомендую пост [...]

Я, член экипажа ледокола Василий Прончищев принимал участие в установке памятного знака на месте захоронения великого полярника. (чугунный крест) это было в далёкие 80-е. Нет уже того ледокола (пожар) но память осталось.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account