karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Якутский дневник. 5 июля.
karpukhins
Двадцать второй день экспедиции. Кытыл.

С наледи вчера или уже сегодня вернулся около четырёх утра. Спать завалился около пяти. Наверное, такой режим у меня здесь и установится. Днём там, то есть на наледи, особо делать нечего, зато можно пообщаться с хозяевами, подсмотреть как они тут живут, отснять какие-то сюжеты. А свет интересный на наледи образуется только к вечеру. Можно там же и до утра иногда задержаться. Тоже имеет смысл. Но это ещё как погода себя вести будет. А пока обживаюсь на новом месте и в новых условиях.

034-1258
Кытыл. Вид со стороны Эйемю.


Хозяева поспать любят. Тем более, сегодня с утра дождь. Первой встаёт Настя и начинает шуршать по хозяйству. Мужики вставать не торопятся. Даже когда Настя пытается выйти на связь и громко кричит позывные в микрофон рации, те не шевелятся. Я уж тоже давно на ногах, хотя спать лёг только утром. С другой стороны, а куда здесь торопиться. Тут люди по-другому живут.

Связь сегодня как отрезало. Это видно моя волна пришла. Давно заметил, на технику иногда влияю просто убойно. У них тут две рации. Одна «Карат», которая на батарейках, такая же, как у меня была на Ытырбе. Там её и оставил, такие были указания. А ещё есть «Ангара» и к ней прилагается такая смешная и допотопная динамомашина. Крутит Настя ручку, машина громко жужжит, а Настя ещё громче в микрофон: - Малтан, Малтан, Малтан. Это такие позывные в какой-то оленеводческой бригаде. Но что-то пока никто не отзывается. Связь здесь важная деталь существования. Это хоть как-то позволяет не чувствовать себя оторванными от людского сообщества, источник информации и новостей. А также элемент безопасности. Две рации, кстати, настроены в разных диапазонах.

034-1275
Волшебная динамомашина. Хорошая вещь, если сели батарейки.

Понемногу ассимилируюсь в простой эвенской семье. Тут и подробности семейные выясняются. Хотя между собой они говорят на якутском, всё же обратил внимание, что Владик обращается к Насте по имени. Так и оказалось, что это его мачеха. У Алика это вторая жена, с первой развёлся и у Владика ещё где-то есть сестра. Надо сказать у Владика с Настей прекрасные отношения, и не подумаешь, что не родные. В этом году он пойдёт в третий класс и где-то в конце августа кто-нибудь должен за ним приехать из Сасыра. Наверное, на моторной лодке. В Сасыре обычная средняя школа. В самом посёлке около 700 жителей и мобильной связи там нет.

Сегодня и я немного поучаствовал в хозяйстве общественно полезным трудом. Сделал ступеньки к реке, немного сгрёб мусор в кучу. Надо же как-то хлеб отрабатывать. Хотя продукты свои принёс, но не вести же отдельное хозяйство. Да это и способствует сближению с хозяевами. Люди они простые и сдружиться с ними легко. На связь выйти всё же удалось в конце дня. Обо мне сообщили в Сасыр. Теперь оттуда должны позвонить в Хону, в контору парка. Напрямую с Хону отсюда не связаться.

Сегодня над нами пролетал вертолёт в сторону Сасыра. Вероятно, это был санрейс. Ближайший вертолётный отряд здесь только в Зырянке. Это очень далеко на Колыме. Был там в 2010-м.

В общении с хозяевами узнаю много нового из местной жизни. Рассказывают, например, что в этих районах почти и нет чистокровных якутов. Давно все перемешались с эвенами, иногда с русскими. И даже язык уже не чисто якутский. Много слов привнесено из эвенского и русского. А вот эвенский язык здесь вымирающий. Многие, особенно молодые эвены его уже не знают, говорят на якутском и русском. Сасыр как раз эвенский посёлок, и там, в школе есть эвенские классы. Но даже учителя не очень знают родной язык. Как сказала Настя, чистокровные якуты живут в южной Якутии и отличаются высокомерием, якутов из северо-восточных регионов называют эвенами.

Кстати Настя выросла в Кунтэке, в закрытом уже посёлке оленеводов в Магаданской области, в верховьях Омулёвки. Про эту реку уже рассказывал, экспедиция 2010-го года. И даже нашлись общие знакомые. Так вот, оказывается, там они говорили только на русском. В Сасыр она приехала с дедушкой в восемнадцатилетнем возрасте и только там научилась говорить на якутском.

034-1259
Печка занимает почётное центральное место.

034-1260
Мой уголок.

034-1261


034-1066
Склад.

034-1071
Такие здесь лодки. Их называют ветками.

034-1104
Настя.

034-1113
В качестве топлива для очага на летней кухне используют плавник, который собирают на берегу.

034-1121
Алик.

034-1243
На рыбалку далеко ходить не надо. Прямо у дома в Мому впадает Эйемю. На устье как раз и ловится рыба.

034-1244


034-1127
Настя дай мне, я тоже хочу рыбу поймать.

034-1247
Вот и улов.

034-1146
Эвенский способ рыбной ловли сетью. Небольшую сеть бросают в реку, ведут с берега недолго по течению, вытаскивают. А там уже рыба.

034-1252


034-1149


034-1153

Вечерняя фотосессия на наледи сегодня тоже состоялась. Не такая успешная, как вчера, но что-то всё же покажу.

034-1282
Алик там как раз перегонял нескольких лошадей ближе к дому.

034-1290


034-1294


034-1304


034-1330


034-1331


034-1333


Анонс.

4 июля

6 июля


  • 1
Очень интересно!!!

Из предыдущего поста понятно, что это снято цифровой камерой, интересно, какой.

Кэнон 5 Д с оптикой от Лейки.

№4 снизу очень нравится!

(Deleted comment)
Вот интересно. От чего больше всего.

(Deleted comment)
Тогда добро пожаловать.

Природные фото замечательные, однако спасибо за бытовые, очень интересные подробности, все очень захватывающе. Рыбка вкусная наверное ) Рация с динамомашиной любопытная штука, интересно, в каком радиодиапазоне там связь держат?

Да. Раньше признавал только пейзаж. Но теперь вижу, что надо снимать всё. Насчёт диапазона не знаю.

а мне клееночки понравились веселенькие. )))
динамо-машина тоже, там наверное советский знак качества еще есть. и корпус из такого характерного материала для советских приборов - нержавеющий и неубиваемый. как в армии.

клеёночки китайские, конечно. а динамомашина та ещё, действительно

Очень хорошо, что решили снимать всё. Не позирующие герои ваших репортажей, которые просто живут в привычных условиях, их быт, не менее красивы, чем "эпические" пейзажи. Несколько раз перечитал "семейные" и бытовые подробности. Очень симпатичная семья... Думаю, вы теперь спокойно отличите момского эвена от жителя центральных районов Якутии.
Да...уголок у вас довольно таки жестковат...)

Так жестковато они всегда живут

Агромадное спасибо за посты.
Очень бальзамно на душу.

Хоть и люди есть , но земля пустынна. И наверное как вы и говорили не скоро ещё здесь народ появится. А как народ который там живет относится к "Большой земле"?

Отстранённо. Там говорят - материк.

У меня совершенно дурацкий вопрос,но мне кажется,или у Насти очень ровные и красивые зубы?
Вообще,интересно,как у них там со стоматологическими делами...

Да никаких стоматологических дел нет. Вот как есть, так и есть. Не показал близко, но у неё там такой налёт от курения на зубах. Да курит.

Эх,а издалека прямо идеально смотрятся)

По крайней мере, целые.

И живут женщины там бывает за 100 лет.

Эх! какой вы молодец. Ваши фото просто возвращают мою спортивно туристическую душу в дорогу, на которой не был уже почти месяц. У вас замечательные фотографии и темы. Жаль, что у меня нет возможности с вами бродить.

Ну тогда за дорогу!

Просто восхитительно! Добавила вас в друзья-)

Добро пожаловать. Будем много путешествовать.

Можно только сожалеть об исчезновении эвенского языка. С исчезновением языка исчезнет и сам народ...яркий и самобытный.
Коснувшись в вашем блоге устаревшего названия эвенов-ламуты, я заинтересовался возможным происхождением этого слова. Общепринятым считается происхождение названия ламутов от слова-"лам", что с эвенского переводится, как "вода", "большая вода", "море". И действительно, до прихода Беринга в Охотск, Охотское море называли Ламским. И теперь трудно выяснить, то ли ламутов назвали по названию моря, то ли море казаки Москвитина назвали по имени ламутов.
Но, оказалось, слово "лама" имеет более широкое распространение, сохранившееся в топонимах.
Есть речка Лама в Калиниградской области, речка Лама протекает по Тверской и Ярославской области. А московскую Ламу мы все знаем по городу Волоколамск (Волок-на-Ламе). Есть одноименная река на Таймыре...которая соединяет озёра Мелкое и Лама. Тунгусы (эвенки) Ламой называли Байкал.
Поиски происхождения слова "лама" привели меня к балтам, которыё в своё время жили на северо-западе Московской области.
Лама - балтийское название реки и имеет ряд значений, из которых для объяснения названия реки наибольший интерес представляет "узкая длинная долина".
Теперь вернёмся к походу И.Ю.Москвитина, открывшего в Итоге Ламское (Охотское) море.
"......... 31 января 1636 года вышедшая из Томска полусотня казаков во главе с атаманом Копыловым направилась через Енисейск на реки Верхнюю Тунгуску, Куту и затем на Лену, откуда в 1638 году попала на Алдан. Недалеко от впадения в него реки Маи казаки построили Бутальское зимовье. Конечной целью похода являлось достижение таинственной Ламы‑реки, которая тогда представлялась огромной, текущей параллельно Лене......
.....Летом 1639 года Копылов из Бутальского зимовья послал отряд под командованием Ивана Юрьева Москвитина для отыскания Ламы‑реки. Москвитину судьба уготовила славу первооткрывателя Ламского (Охотского) моря... "
Значит речь идёт всё-таки о реке...и ламутов , по всей видимости, назвали ламутами по имени таинственной реки Лама.
Основная масса русских землепроходцев, которые присоединили к Руси гигантские территории Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, была уроженцами Русского Севера. Поэтому неудивительно, что на всём протяжении от Урала и до Чукотки можно встретить топонимы, имеющие устюжское, сольвычегодское, пинежское, коми-зырянское и финно-угорское происхождение...
Не исключено, что и речка Ляма, протекающая в землях обских ханты, в своём названии тоже происходит от слова "лама", слегка видоизменившись для удобства произношения.
Очень интересный вариант добавила уважаемая френдесса lubassevera.
Оказывается,у вепсов (финно-угры) laman – 'немой'.
А на Руси издавна немыми называли тех, кто не говорит по-русски...те же немцы...)

Виталий ваши комментарии очень дополняют мой дневник. Спасибо. Кстати, есть предложение перейти на ты. Если удобно.

Без проблем и с удовольствием...

Очень красиво. Недавно смотрела Nanook of the North Роберта Флаэрти и думала, что как грусно, что этот мир, это многообразие уходит. Людей больше, но они все какие-то одинаковые. Ан, нет

Кажется, настоящая первозданность остаётся только у нас в России.

(Deleted comment)
Зырянка есть и на Алтае

(Deleted comment)
С Томском меня ничто не связывает. Но материалов у меня действительно много. Особенно по России.

А Батарейка в Краснодарском крае, уже который год кляну себя что не свернул туда.

а если еще на колыме русские селения?...русские пришли на колыму раньше якутов-в 17 веке..занимались в основном рыбалкой,охотой и огородничеством...

Русские там живут повсеместно, но чисто русских поселений, конечно, нет. И насчёт раньше якутов, сомнительно. Якуты пришли на эти территории в 15-м веке.

Ссыльные русские занялись впервые в Якутии на Амге, но это были не полуграммотные крестьяне, а настоящая элита, просто неизвегнутая с олимпа.
В Амге снимали хорошие урожаи пшеницы, корейцы до Хрущева велиобразцовые хозяйства, китайцы до Даманского тоже чтото растили. Все последние года покупаю только жатайские арбузы.

Якуты вторглись на современную территорию Якутии в Средние века без точной даты.
Вытеснили эвенов из долины реки и дальше продвигались в основном за счет ассимилирования и крышевания против чукчей. Туймаада с тех времен стала стратегически важным торговым пунктом. После многих войн и восстаний Хабаровск перекрыл путь из Китая, но Россия так и не смогла покорить оружием чукчей, у них был морской путь.

интересный быт)

  • 1
?

Log in