karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Якутский дневник. 28 июля.
karpukhins
Сорок пятый день экспедиции. Зашиверск.

(Время записи 15:00).
Не очень рано, а вернее даже несколько поздно, а точнее около двенадцати, вышел дальше вниз по Индигирке. Даже завтракать плотно не стал. Идти-то недалеко. Выпил только кофе с шоколадкой. Да и то половину собачке отдал. Умяла с удовольствием и просила ещё. Насыпал ей в кастрюлю сухой гречки, ничего другого не придумал. Собака не птичка, понятное дело, клевать крупу не будет. Залил водой, разбухнет, станет кашей, собачка и покушает. С Аркадием, который меня должен забрать, договорились о встрече в конкретном месте, а именно в избушке, которая есть на правом берегу, несколько не доходя Зашиверска. От ДРП это километров 10-12. Так что, идти мне пришлось недолго, около часа. Дождь, кстати, так и не начался, но пасмурно и прохладно, как-то по-осеннему или по северному. Избушка находится на правом берегу, не доходя около километра устья большого левого притока Колядин, а чуть дальше уже Зашиверск. Здесь река как раз делает крутую петлю. И получается, что моя избушка и Зашиверск по разные стороны этой петли на одном и том же берегу. То есть напрямик, по суше, совсем недалеко. Если пойти пешком, то можно срезать эту петлю. Избушка оказалась довольно приличной. Хотя никакая это не избушка, а самый настоящий якутский балаган, стены у которого традиционно завалены внутрь. Геометрически это усечённая четырёхугольная пирамида. И это не сруб, стены сколочены из досок и снаружи замазаны глиной. В качестве основы для закрепления положили сетку-рабицу. Внутри висит записка на якутском языке, подписанная неким Валентином, наверное, просит соблюдать порядок.

034-2502


(Время записи 18:30).
Всё, миссию можно считать практически выполненной. На то место, где когда-то был городок Зашиверск, сходил. Правда, свет для съёмки не понравился. Но у меня будет ещё возможность туда сходить. Когда приедет Аркадий неизвестно, хотя планировал быть сегодня. Но у него ещё какие-то дела ниже по реке. А вообще, договаривались вернуться в Хону 30-го или даже 31-го.

От балагана пошёл напрямик, срезал речную петлю. Но путь неудобный оказался, по болотистой местности. Зато можно подкормиться голубикой и морошкой. Дошёл всего за полчаса примерно. Вышел точно, хотя местоположение Зашиверска представлял лишь теоретически. Помог крест на часовне, который увидел ещё издалека, сквозь деревья. Местечко всё заросло травой, видно не так уж часто здесь бывают люди. Честно говоря, не показалось мне это место удобным для города, который мог бы сейчас здесь стоять, если бы не эпидемия, сплошное болото. Хотя где тут сухие места найдёшь, на вечной мерзлоте. Обратно пошёл берегом и это оказался более удобный путь, хотя длиннее, но времени занимает не больше.

(Время записи 23:00).
Пришлось ещё раз сходить в Зашиверск. Небо неожиданно решило освободиться от тяжёлого бремени туч. И это было поводом понадеяться, что получится поработать в более благоприятном свете. Но на месте почти ничего не успел. Небо вновь закрылось. Да и солнце ушло за гору.

Зашиверск. Что это за город такой?

Пора, думаю, всё же рассказать, зачем я оказался здесь. Честно сказать, не планировал в начале экспедиции пойти по Индигирке вниз, к Зашиверску. Но потом как-то эта мысль начала зреть и укрепилась до стадии реализации. И вот я здесь, а города никакого нет. А его и не должно быть. Но когда-то был. Место это действительно историческое, стоит его посетить. Ведь здесь был один из форпостов продвижения русских на восток, ещё в ХVII веке.

Итак, всё по порядку.

Ещё в тридцатые годы семнадцатого века отряды русских служилых и промышленных людей проникли в долины Яны и Индигирки, осваивая новые земли на северо-востоке Азии. Уже в 1633 году якутский казак Иван Ребров, спустившись по Лене до ее устья, морем дошел до устья реки Яны, а через три года так же, морем, вышел на Индигирку. А в 1639 году отряд служилых людей под началом Постника Иванова с верховьев реки Яны, где уже был Верхоянск, сухим путем, то есть на лошадях, перешел на Индигирку. Здесь, в среднем течении, где мы с вами и находимся сегодня, и было поставлено зимовье. Эта была всего лишь изба на тот момент. Но уже на тот момент, это была одна из опорных точек в продвижении интересов Российской империи на восток. Вот грамотно всё же был построен тогда процесс освоения новых земель. Ведь малыми силами всё делалось, но как эффективно. Поучиться бы теперешним правителям.

В середине века зимовье было обнесено острожной стеной, а внутри ещё были какие-то новые постройки, в том числе и амбары для хранения ясака, который собирали с местного населения, в основном, в виде пушнины. По углам острога построили несколько башен. А жили на прилегающей территории тогда, в основном, юкагиры. Вот, кстати, несколько дней назад были мы на Сюрюктяхе, так там тогда было особо крупное поселение юкагиров.

Всё в том же, семнадцатом веке, Зашиверск дважды перестраивался, достраивался и реконструировался. Четыре раза стены его подвергались осаде. А около 1700 года была выстроена Спасо-Преображенская церковь бригадой местных плотников во главе с Андреем Ховаровым. Эта церковь, один из шедевров русского деревянного зодчеств, как полагается, была построена без единого гвоздя из лиственницы. А главное, чудом сохранилась до наших дней. К сожалению, но это разумно, её сейчас здесь нет. В 1971-м году её перевезли в Новосибирск, восстановили и установили на территории историко-архитектурного музея под открытым небом.

В середине XVIII века Зашиверск был опять перестроен и по плану 1798 года его крепостные укрепления имели форму прямоугольника. Первоначально его русское население было немногочисленным и состояло из нескольких казаков, приказчика и 2—3 промышленных людей. В конце XVII века русское население составляло более десятка служилых людей. В 1740 году в Зашиверске было 10 дворов и несколько балаганов. В 1783 году острог стал уездным городом Якутской провинции Иркутского наместничества и в его округе проживало русских: 62 крестьянина, 33 купца и 99 мещан. В самом городе в 1796 году жило 32 купца, 83 мещанина, было 30 домов и 21 балаган. Каждый год в декабре и в январе в городе проводилась ярмарка, на которую собиралось русское и аборигенное население всей Индигирки, а также с Алазеи и Колымы. В 1803 году Зашиверск был переведен в степень заштатного города провинции. Последняя страница в истории города связана с эпидемией черной оспы, обрушившейся на горожан в 1883 году и погубившей почти всех.

Зашиверск был основан, прежде всего, как военно-административный центр сбора ясака. Город стоял на пересечении важнейших дорог. Из Якутска через Зашиверск шли сухопутные тракты на Колыму и далее к Анадырю, по Индигирке плавали к Ледовитому океану. Здесь останавливались экспедиции Стадухина и Дежнева, ходившие на «край Российской земли». Особенно возросло значение Зашиверска в первой половине XVIII века, когда развернулись работы Великой Северной экспедиции. Через город проходили отряды исследователей Северного Ледовитого океана Лаптева и Сарычева.

Зашиверск уже больше не восстанавливали после той страшной эпидемии. И теперь здесь практически ничего не напоминает о той жизни. Лишь вместо церкви теперь поставлена часовня, как памятник небольшому городку, где жили суровые и сильные люди, освоившие и прирастившие к государству Российскому огромные территории. Проезжающие по Индигирке люди иногда заходят сюда, чтобы почтить память предков. Вот и мне удалось поклониться их праху.

034-2524
Часовня.

034-2537


034-2526


034-2527


034-2540
Внутри есть записка с просьбой не оставлять сигареты в качестве приношения. Но что тут поделаешь, таковы местные традиции.

034-2522
Крест установлен администрацией Момского района к 370-летию Зашиверска.

034-2532
Герб Зашиверска.

034-2520


034-2517
А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвоприношения.

034-2511
Сруб, конечно, старый, но вряд ли тех времён.

034-2557
Часовня в вечернем свете.

Анонс.

27 июля

29 июля


  • 1
Так приятно увидеть родного бабра с соболем в зубах на таком удалении от Иркутска. Надо сказать, что не считая столичных Москвы и Питера, ни у какого другого города в России никогда не было в подчинении такой огромной территории, как у Иркутска: в течение 20 с небольшим лет под управлением Иркутска находился весь русский Дальний Восток и даже Аляска.

>Ведь здесь был один из форпостов продвижения русских на восток, ещё в VII веке.
Поправьте, пожалуйста, на XVII. А то чуть челюсть не отвисла от испуга, что сейчас начнутся бредовые теории в духе Чудинова, Фоменко и иже с ними.

Хорошо, что чтят память тех, кто был первым.

Печальная участь полярного городища. Исчезли люди, а в след за ними исчез и городок. Осталась только память.

А кладбище города не сохранилось?

Считаю, что один из лучших постов в серии благодаря очерку о Зашиверске, Сергей.

Старый сруб может быть срубом поварни.
По крайней мере, на снимках 1969-года он стоит недалеко от Спасо-Преображенской церкви.
Сергей...спасибо огромное! Всколыхнуло...
Желающим больше узнать о Зашиверске http://www.polarpost.ru/forum/download/file.php?id=19786

Спасибо за пост.

Только недавно читал историю Зашиверска, т.к. хотел съездить в историко-архитектурный музей в Новосибирске, куда вывезена церковь из этого города. А тут репортаж с того места, где он стоял.

Тоже тут был.
Поправлять не смею. Однако приведу инфу и из других источников:
- "Зашиверск (1639-1863 гг.) просуществовал около 250 лет. Был форпостом русских казаков при продвижении их дальше в глубь территории Якутии. Население Зашиверска в те времена доходило до 500-600 человек только постоянных жителей. Первая эпидемия черной оспы была в 1816 г., вторая, в 1840 г., которая вконец уничтожила жителей. Зашиверск прекратил свое существование вследствие эпидемий черной оспы и потери своего экономического и административного значения."
- " После эпидемии оспы 1812—1856 годов оставшиеся жители покинули город, и к концу XIX века он опустел.
В 1971 году Спасо-Зашиверская церковь была разобрана и перевезена в историко-архитектурный музей под открытым небом в районе Новосибирского Академгородка."
В общем кому интересно тот конечно поищет и найдет.
Кстати - "В конце 1980-х годов по инициативе народного писателя Якутии Суоруна Омоллоона (Д.К. Сивцева) в 50 километрах севернее Якутска, на террасе правого берега Лены около села Соттинцы, был создан архитектурно-этнографический музей-заповедник "Дружба", в котором была построена точная копия Спасской церкви по чертежам и обмерам доктора архитектуры А.В.Ополовникова."
Маленькая копия церкви стоит в школьном музее в Моме. Очень красивая.

Разночтения действительно есть.

Не будет считаться спамом или нарушением чьих либо прав или интересов если ссылку кину на фотки оттуда на одноклассниках, вконтакте и фейсбуке???

Ну вот например - http://www.odnoklassniki.ru/danil.artykov/album/445811049051
Есть еще. Как любитель нащелкал там штук 300 фоток и поснимал рыбалку с матами как раз на ручье напротив Зашиверска. Выкладывать видео не стану, пока не обработано.

А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвопринош

Сергей а ты заметил, в этих сэргэ мужчина-русский, а женщина-местная. Говорят, что их поставили еще в 19 веке. То ли эти были последними жителями городища, то ли знатной семьей.

Re: А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвоприн

Да, заметил. Интересно.

Re: А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвоприн

Есть ещё интересное...Сэргэ, как ритуальный столб, связан с культом лошади... и олицетворяет Дерево Жизни, объединяющее три мира-верхний, средний и нижний. Поэтому, на коновязи делают три канавки. На вершине сэргэ, обычно, изображается или чорон (сосуд для кумыса), или лошадиная голова.
Изображение людей на сэргэ не в якутской традиции. Да и канавок на зашиверских сэргэ нет. Они больше напоминают идолов с языческих капищ. Что это?
Серёжа...второй день пересматриваю твоё сообщение. В подобных местах на меня, что называется, накатывает...) Населённые пункты, покинутые людьми всегда вызывают странные ощущения. Берег, к которому 300 лет назад причаливали лодки...деревья...обнаженные скалы, видевшие под собой шумный городок, в котором наверняка кипели нешуточные страсти...исчезнувший под напором природы древний погост, на котором покоится прах реальных людей...всё это создаёт мощный психологический антураж. А может правы и те, кто говорит о сильной энергетике таких мест?
А вот что чувствовал ты, прогуливаясь один по исчезнувшему Зашиверску?

Edited at 2012-11-07 06:39 am (UTC)

Re: А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвоприн

Честно сказать, трудно было представить всё это. Будто это лишь легенда. Очень слабо в подсознании что-то непонятное. Мне почему-то представлялись,что в моих далёких предках кто-то здесь был.

Re: А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвоприн

Это не Сэрге
Думаю- новодел в духе родноверов
В Саянах тоже ставили - Синильги всякие

Re: А вот это не знаю, чьё творчество. И здесь жертвоприн

(Anonymous)
Есть такая книжка, "Оймяконский меридиан" А.Панкова, в ней было написано, что столбы это поставлены учеными разобравшими и перевезшими церковь,поэтому столбы эти в какой-то мере современные. Ну и отец рассказывал, что столбы современные.Чисто от церкви бревна там были, видел много раз где-то в глубине.

присоединяюсь ко всем: хороший пост

Здравствуйте) Мне понравился ваш журнал, предлагаю дружить))

http://sobory.ru/article/?object=18889 мои фотки прошлогодние
Архитектурное решение зашиверской церкви настолько совершенно, что сделано довольно много клонов
Уже упомянутые Соттинцы, Прибрежный Самарской http://sobory.ru/article/?object=20443, Ивановское Ярославской области http://sobory.ru/article/index.html?object=02260 и другие, менее удачные. Но лиственичные постройки только в Соттинцах и, разумеется, в новосибирском Академгородке.

Коллега, спасибо! Очень обстоятельная подборка.

Edited at 2012-11-07 06:43 pm (UTC)

Утро туманное на Индигирке.

Пользователь vitmiass_1011 сослался на вашу запись в записи «Утро туманное на Индигирке.» в контексте: [...] 28 июля [...]

Три дня на Индигирке.

Пользователь mevlevi сослался на вашу запись в записи «Три дня на Индигирке.» в контексте: [...] 28 июля [...]

Три дня на Индигирке.

Пользователь puhmelyator сослался на вашу запись в записи «Три дня на Индигирке.» в контексте: [...] 28 июля [...]

очень интересно, спасибо вам

были идеи туда отправиться.. а там оказывается почти людно)) интересно было читать.

про Зашиверск

Пользователь whitebigdog сослался на вашу запись в записи «про Зашиверск» в контексте: [...] и монетку оставил.. эх.. тут вот опередили меня: http://karpukhins.livejou rnal.com/5 1849.html [...]

удивительные места)

Вот церковь в Академгородке, фотографировал в прошлом году: http://dnevniki.ykt.ru/%20%20%20%20%20%20%20%20/705172 :)

Так где Зашиверск на карте расположен? Я Yandex я вижу две такие излучины, какая из них?

Почти напротив устья реки Колядин, чуть ниже.

Когда земля становится твёрдой.

Пользователь odynokiy сослался на вашу запись в своей записи «Когда земля становится твёрдой.» в контексте: [...] конечно, не пропустил самое историческое место на Индигирке, там где когда-то был городок Зашиверск [...]

Колымчанка

(Anonymous)
Столбы изображающие русского мужчину и женщину-юкагирку никакого отношения к сергэ не имеют. Поставлены они, как следует из надписи, находящейся на изображении женщины комсомольцами из пос. Черский в 1980-х годах. Читать надо внимательней и нечего инсинуациями заниматься. Была в Зашиверске этим летом "с рабочим визитом".

Re: Колымчанка

Ну вам виднее, вы же с рабочим визитом.

  • 1
?

Log in