karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Народа.
karpukhins
Из серии - Приполярный Урал. Продолжение.

Истоки реки Народы берут начало в самой высокой части Приполярного Урала и всего Урала в целом тоже. Здесь сосредоточены наиболее значительные вершины, во главе с Народной - 1895 метров над уровнем моря. Есть также и ледники. Этот горный массив лишь только в 1927 году был открыт официальной географией. Горы в истоках реки Народа редко дают возможность лицезреть себя во всём величии, всё больше прячутся в облаках. Да и практически невозможно их застать без свежего снега на вершинах. Вот и в самом начале августа они с седой головой. Кстати, по поводу названия горы Народной(ударение нужно ставить на первом слоге, также как и в названии реки) не всё так просто. Вершина, открытая в канун 10-летия Ок¬тябрьской революции, вроде была названа Народной в честь советского народа, но на выбор названия явно повлияло созвучное наименование реки Народа, которая носила это имя ещё до открытия самой горы.

010M-23-02
Истоки Народы с видом на Мансинёр.

010M-23-03
Народная - самая высокая гора Урала.

010-10-19
На дальнем плане Мансинёр.

010-10-14
Где-то тут внизу стоит моя палатка.

Q4125-26
Карта района.

После ночёвки в компании на Хобею продолжил путь дальше на север, к новой долине, теперь к долине Народной. На пути такая же, как Пирамида, гребнеобразная гора Большой Чёндер. И эту гору можно обойти и справа по склону и слева через перевал. На этот раз выбрал перевал, что даёт возможность выйти на Народную несколько выше и ближе к границе леса. Ох уж это полярноуральское лето, на перевале показалось, что уже зима наступает, такие мощные заряды снежной крупы, со встречным ветром пытались заставить повернуть обратно. Но нет, дошёл таки до реки, встал в укромном месте, чуть выше притока под названием Близнецы.

Пару дней провёл в долине Народной. Никак не хотело солнышко осветить суровую землю, дабы проявила она красоту свою. Зато проблема с продуктами решилась неожиданным образом. Выше по реке набрёл на кучку из нескольких пластиковых бутылок, а в них расфасована крупа. Видно оставил кто-то излишки. Вот оно воздаяние, не заставило ждать, поделился на Хобею, получил на Народной. Тут ещё как-то мою стоянку гости навестили, восходители на гору Народную зашли чайку попить. Сами они из Тюмени, их лагерь ниже по реке километров десять. Но не дала им погода совершить задуманное, спустя несколько часов опять поил чаем, уже на обратном пути.

За эти два дня только один раз ненадолго проглянуло солнце, а на третий после обеда отправился вниз по реке, так сказать, на выход. Дальше путь лежит сначала вниз по Народе, потом по левому притоку под названием Северная Народа и далее опять вдоль гребнеобразной горы называемой Малый Чёндер. Она замыкает собой цепочку из трёх гребнеобразных гор, протягивающихся с юга на север.

Эта ночёвка была последней с азиатской стороны, неподалёку перевал, за которым Европа. Вот оно настоящее окно в Европу, не там Пётр Первый искал. На этот раз перевал уже традиционно окропил прохождение снежной крупой. А на спуске встретился пастух с большим стадом оленей. Не совсем ещё вымер этот вид хозяйственной деятельности. Ещё ниже не порадовала неприглядная картина - разруха оставленная функционирующим когда-то золотым прииском, разбросанный вокруг мусор и ржавое железо. А ведь это уже территория заповедника Югыд-Ва. Интересно, куда идут значительные поборы со всех посетителей заповедника, если даже такой заметный бардак не могут прибрать. Мне ещё предстоит проходить кордон и неизвестно чем дело закончится.

От прииска вниз ведёт уже нормальная грунтовая дорога, которая через некоторое время привела к выходу в долину реки Балбанью. Выход слева и справа охраняют две горы – Старуха-Из и Старик-Из. Чуть ниже по Балбанью, ниже второго озера, в противовес реке называемым Балбанты, есть действующий посёлок Желанный. В Желанном добывают горный хрусталь и он соединён автомобильной дорогой с Интой. Вот туда-то мне и нужно, но пока зашёл в гости к группе туристов, их лагерь заметил на берегу реки. В это время здесь полно туристов, популярный район, да и дорога способствует. Эта дорога, правда, проходима только для таких машин как «Урал». И кто-то ушлый, там в Инте, пользуется ситуацией, занимается частным извозом, обслуживает туристические группы. Вот вроде и сегодня должна быть машина. От туристов ушёл окрылённый надеждой.

И машина действительно была в этот день, даже видел её, удалявшуюся по дороге в сторону Инты, когда подходил к посёлку. Опоздал всего минут на пять. Так и стоял удручённый неудачей на краю посёлка, но не долго. В это время в окно крайнего балка высунулась любопытная, лохматая голова в очках со стёклами пуленепробиваемой толщины. Так нашёл я приют, в ожидании следующего рейса. Неподалёку, на реке в это время стояли ещё две группы свежеприбывших туристов, они и обнадёжили перспективой на завтра. Неуверенно, но заявили, что вроде ещё должны группу завтра подвести.

Машина действительно приехала на следующий день, но только после обеда. А дальше шесть часов мучительной тряски в кунге автомобиля, тёзке этих гор. И вот она железная дорога, рельсами соединяющая с домом.

Предыдущая часть.

Продолжение следует.


  • 1
На том фото, где на дальнем плане Мансинёр,- камешек уж очень впечатляющий. Много таких там? А Мансинёр как по-русски переводится?

камушков там таких много. нёр не знаю, надо уточнить, а манси такой народ в тех краях

ответ Валентине

"нёр" на таджиксоком " ресурсы" ( спасибо "Гуглу")), делаем временнУю поправку - и .." вдадение"? "страна"? " достояние"?..))

Re: ответ Валентине

Таджики здесь вроде никак не отметились.

Re: ответ Валентине про Нараду и Сергею про таджиков

Спасибо за гостеприимство, Сергей.Надеюсь, не злоупотребляю вашим пространством. Что до таджиков в этих краях, то народы и языки формировались не сегодня. Люди брели по земле. Почему европейские языки относятся к ИНДОевропейской группе? А почему санскрит и русский ближе друг к другк, чем прочие языки? К слову, именно индийцы сохранили эпос Наших очень далёких предков.Предания о северной прародине передавались устно родами индийских жрецов с прибл. 5 тысячелетия до н.э.(тогда единый праязык распадался). Потом, с ок. 2-го тысячелетия до н.э., эпос записывался на санскрите- древнейшем Письменном языке индоевропейских народов ( на нём Написаны Веды). Я оказалась на вашей странице , благодаря НАраде-искала географический объект, упомянутый в книге исследователя С. Жарниковой. Процитирую: " В древних индийских преданиях, на которые обратили свое внимание Тилак и Елачич, есть очень интересные описания полярного сияния,которое представлялось людям явлением самого Верховного Божества
на земле. Вот одно из них. Однажды великий мудрец и подвижник
НАрада (стоит заметить, что высочайшая вершина Приполярного Урала
зовется также — Нарада) отправился на берег Молочного (т. е. Белого)
моря и оттуда на северо-запад, где находился большой остров,
названный Шветадвипа (Светлый Остров). Достигнув этого острова,
где обитали «светлые, сияющие подобно месяцу, люди», он воздел руки
к небу и стал призывать в молитве Верховного Бога, восхваляя его тайными
именами. И тогда на призыв Нарады «зримый во вселенском образе
явился Бог, который был..." - и далее идёт пространное описание северного сияния. Эта книга и ваш репортаж сделали Припольярье местом, где я решила непременно однажды побывать).

Re: ответ Валентине про Нараду и Сергею про таджиков

Я всегда рад гостям на своих страницах. Но всё же все местные названия берут корни от местных народов, которые и до сего времени проживают здесь. Хотя не исключаю каких-то связей языков этих народов с языками народов. которые живут далеко от этих мест. Гора однако не Нарада, а Народа. У меня где-то было объяснение всей местной топонимики. Надо найти.

Коротковатое путешествие получилось. Жду Оленек)
Югыдва, кстати, не заповедник, а нацпарк.
Как с инспекторами НП разошлись?

Не такое уж короткое, больше месяца. И это только летняя часть, дальше следует осенняя. Инспектора в машину не полезли.

Интересно, а Народа - это с какого языка и как переводится? На сколько я знаю, река с таким же названием есть в ХМАО, значит, словечко должно быть из языка манси.

Это и есть та самая Народа. Топонимика скорее всего мансийская.

Красиво в верховьях этой речки, и озерко есть, и русло ветвится. 80%, что я туда поеду с июля на август, осенью еще людей подбил, а сейчас пора уже планировать маршрут, ваш отчет очень кстати.

Счастливого пути.

ЕСЛИ, когда-нибудь, вам встретится объяснение названия Народа, пожалуйста, поделитесь- заодно и источником. Спасибо.

У меня есть, надо покопаться.

Вот нашёл, но здесь очень много, придётся двумя частями. Кстати, насчёт Нёр - это мансийское означает Камень или Гора.

Матвеев А. К.
МЗЗ От Пай-Хоя до Мугоджар.— Сверд¬ловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984.— 272с. 50 коп. 15 000 экз.
Книга о географических названиях гор Уральского хребта.
Средне-Уральское книжное издательство, 1984.
Народная, самая высокая гора на Ура¬ле (1895 м). Находится на Исследовательском кряже в верховьях реки Народа между гора¬ми Карпинского и Дидковского. Открыта в 1927 г, отрядом Североуральской комплекс¬ной экспедиции Академии наук и Уралплана под руководством А. Н. Алешкова.
Вершина, открытая в канун 10-летия Октябрьской революции, была названа Народ; ной — в честь советского народа, но на выбор названия явно повлияло созвучное наименование реки Народа, которая берет начале неподалеку от этой горы. Значительно позднее на картах, в справочниках и специальных • географических работах появляются названия — гора Народа, Народа-Из и, наконец, Народная, рекомендуемое Большой советской энциклопедией (Москва, 1974) и «Энциклопедическим словарем географических названий» (Москва, 1973). Если бы гору назвали по реке, то ее именовала бы Народская или Народинская (ср. Кама — камский, Сосьва—
сосьвииский), поэтому, форма Народная не может считаться правильной. Примерно так т рассказывает в своей статье «О названии крупнейшей вершины Урала горы Народной» | профессор П. Л. Горчаковский, лично знавший начальника Североуральской комплексной экспедиции Б. Н. Городкова, версию которого он и излагает.
При всей доказательности версии Б. Н. Городкова есть ряд моментов, требующих уточнения. Прежде всего сам первооткрыватель А. Н. Алешков в своих работах называет вер¬шину всегда только горой Народной, а реку столь же регулярно Народой. Это ясно говорит о том, что Алешков, пользуясь своим правом первооткрывателя, действительно связывал название горы Народной со словом народ, хотя и отталкивался от названия реки Народа. В 1980 г. научным сотрудником Уральского университета С. М. Стрельниковым были сделаны очень интересные записи в поселке Саранпауль. Оказалось, что и река и гора на языке коми называются Народа и всегда переводятся «Народная», «Людная», так как в коми языке народа — прилагательное от слова народ, заимствованного из русского языка. Все это очень усложняет картину. В принципе не исключено, что Алешков знал название горы Народа или Народа-Из и просто перевел его на русский язык. Но вместе с тем вполне возможно, что коми Народа и Народа-Из — уже поздние формы, возникшие под влиянием русского наименования Народная: ведь со времен открытия горы про¬шло уже более пятидесяти лет. Современная мансийская форма Нарота на первый взгляд ничего не дает, так как по законам мансийского языка звонкое д должно перейти в т: Народа в Нарота. К тому же ударение на втором слоге свидетельствует, что это слово— не мансийское: в языке манси постоянное ударение на первом слоге.
Название Народа — явно местное, но и с его происхождением пока нет полной ясности. В некоторых источниках утверждается, что народа по-мансийски «лес», «лесной». Однако «лес» по-мансийски вор, а слово на¬рода в мансийском языке вообще ничего не обозначает. Столь же ошибочно предположение М. Н. Мельхеева о том, что название горы Народная происходит от мансийского народ — «гора»: в мансийском языке есть слово нёр — «каменная гора», «хребет». Легенда же о том, что гора Народная, как мать, «народила» все остальные вершины Урала, вообще является поздней нелепой выдумкой.



Но есть и интересные детали. На схеме штейгера Н. Е. Пономарева, которую приводит Д. И. Иловайский в своей статье 1903 г., река Народа называется Народыя, причем в верховье этой реки помечена безымянная гора, то есть Народная, о которой, следовательно, было известно и до работ Северо¬уральской экспедиции. Название реки Наро¬дыя должно рассматриваться как мансийская переделка более раннего гидронима Народа (в мансийском языке я — «река»). А в книге Н. Подревского, составленной по материалам экспедиции 1892 г., река Народа именуется Нарута.
Эта ранняя фиксация — Нарута и современное мансийское название Нарота (вот когда оно пригодилось) дают возможность вывести название реки Народа из ненецкого языка, в котором есть слово наро — «чаща», «дрему¬чий лес». Словообразовательный компонент да, та обычен в ненецкой лексике и топони¬мии, ср. совершенно аналогичный случай: неро — «ивняк», «тальник», нерута — «поросший тальником» и несколько названий рек Нерута в Большеземельской и Малоземельской тундрах.
Отсюда следует, во-первых, что мансийское название может восходить прямо к ненецкому источнику, а не через посредство коми языка, и, во-вторых, что коми топоним Народа мог возникнуть на базе ненецкого или мансийского названий путем народной этимологии.
Так или иначе гору, конечно, надо называть Народной, и все сказанное только подтверждает это.

Нарада- Народа (этимология)

Спасибо большое, Сергей! Будут мысли по прочтении- поделюсь)

Edited at 2016-03-15 08:42 pm (UTC)

Re: Нарада- Народа (этимология)

Пожалуйста.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account