karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть десятая.
karpukhins
Окончание. Начало здесь. Остальные части в последующих постах.

Итак, маршрут закончен. Как-то, даже несколько неожиданно. Дело к вечеру, нужно подумать о ночлеге и найти возможность добраться до Солнечного. Виктор отправился в посёлок с целью изучения волнующих нас перспектив. Я же остался на берегу. Мне нужно успеть до темноты разобрать катамаран и придать компактность всему нашему хозяйству. Уже по темноте напарник вернулся с двумя машинами. Одна из них повезёт завтра в Солнечный. Водила запросил полторы тысячи. Знаем, что можно и дешевле. Сходимся на тысяче триста. Всё равно дорого, но вопрос уже хочется закрыть быстрее. Во второй машине оказался хозяин дома, расположенного здесь неподалёку. Он согласился предоставить нам ночлег. Везде есть добрые люди. В этом доме сам хозяин не живёт, у него есть другой. Поэтому нас оставили одних до утра. Лафа, можно спокойно разобраться со своим хозяйством, подготовиться к дальнейшей дороге, уже в других условиях. Надо сказать, что мы попали в золотодобывающий район. Все эти посёлки - Югорёнок и Солнечный, построены именно под этот промысел. Теперь некоторые проблемы здесь в этой отрасли. Нам практически не пришлось познакомиться с Югорёнком. Но, по словам местных жителей, посёлок на последнем издыхании. Многие уже уехали отсюда и поговаривают о полной его ликвидации. Вымирают удалённые районы страны.



Утром, как и договаривались, заехал Володя, наш водитель. Он подрабатывает на жизнь частным извозом. Вообще человек предприимчивый. Первичное впечатление о нём сложилось не очень благоприятное. Нам казалось, что он хочет нажиться на бедных странниках. Но, в конце дня мнение изменилось, и денег было совсем не жаль. Да Володя и сам проникся к нам расположением. Пока ехали до Солнечного, он много чего рассказал, останавливался там, где просили. А когда доехали до места, то есть до аэропорта Солнечный, мог просто оставить нас и уехать по своим делам. Нет же, решил опекать до самого конца. И это оказалось очень кстати. Рейс понемногу начали откладывать. Тогда он повёз нас смотреть мост через реку Аллах-Юнь. Отсюда идёт дорога на посёлок Эльдикан, который стоит уже на берегу Алдана. В этом году река разрушила мост. Вот как раз сейчас ведутся работы по его восстановлению. Действительно, мы застали практически кульминационный момент. На наших глазах произошло сложное инженерное действо, по укладыванию железной конструкции, вместо рухнувшего пролёта моста. Затем вернулись в аэропорт, где нас вновь огорчили очередным переносом рейса. Тогда Володя повёз знакомиться с посёлком. Поездили туда-сюда, пообщались с его многочисленными знакомыми и даже нечаянно попали на день рождения к одной из его родственниц. Совершенно чужие люди были приняты как дорогие гости. А потом окончательно стало понятно, что самолёта сегодня не будет, а будет только в понедельник, то есть через пять дней. Эта перспектива совершенно не обрадовала. Вот оно тринадцатое число, начинает сказываться. Лучше бы ещё на Кютепе посидели. Тогда наш опекун озадачился нашей дальнейшей судьбой и нашёл жильё на эти пять дней. Отыскал какого-то своего друга, который основное время проводит где-то на участке и его квартира пустует. Тот сказал, что без проблем, ключ лежит под ковриком, приходите и живите. Однако мы рассудили по-другому. Решили выбираться по дороге на Эльдикан, оттуда до Усть-Маи. И как нам обещали, от Усть-Маи до Якутска добраться не составит труда. Всё же районный центр. Поэтому попросили Володю снова отвезти к мосту на Аллах-Юне. Там и попрощались с благодарностью.

Теперь предстояло решить вопрос, как добраться до Эльдикана. Несмотря на установленную железную конструкцию, машины ещё не могли проехать по мосту. Искать возможные варианты нужно уже на другом берегу. В это время у моста было полно народа. Среди других выделялась относительно молодая и довольно симпатичная особа с радиотелефоном в руках. Высокие каблучки её туфелек то и дело проваливались в щели деревянного настила. Похоже, она чем-то тут руководит. У неё и спросил, как перебраться на ту сторону.
-А вот, – беззаботно махнула рукой дамочка на недавно установленную конструкцию.
Однако! Идти нужно по железной балке, шириной сантиметров двадцать. Пролёт длиной около полусотни метров, а падать метров двадцать. Но нельзя же спасовать, если даже такая миловидная особа не считает это чем-то необычным. Оба, сосредоточившись, идём на противоположный берег. Там тоже полно народа и машин. Задаём всем волнующие нас вопросы. Один вариант вроде просматривается. Познакомились с двумя парнями из Омска, они приезжали сюда устанавливать пожарную сигнализацию в школах. Сидят на куче оборудования, ждут машину из Эльдикана. На ней их должны сегодня же отвезти туда. Спрашиваем о возможности сесть им на хвост. Ребята отсылают решать этот вопрос обратно через мост, к той самой даме, которая оказывается не кто иная, как глава администрации посёлка Солнечный – Татьяна Александровна. Та с удовольствием слушает моё представление, но рассказывает, что просто встречает ту самую машину, потому что в ней едет директор школы. А вообще машина коммерческая, за которую они и сами платят, но может быть, нас и возьмут. Понятно, сплошная импровизация. Понемногу перетаскиваем свои мешки на противоположный берег к Омичам и ждём уже вместе с ними.

Коммерческая машина таковой и оказалась. Водитель бесплатно везти отказался. А три тысячи отдавать за двести километров, пусть очень плохой дороги не хотелось. Так и до Москвы не хватит. Ладно, авось завтра повезёт. Сегодня же приютились в маленьком вагончике у сторожихи, которая охраняет большую кучу угля. Уголь сюда возят из Эльдикана. Пока мост не готов, разгружают прямо перед ним. Потом будут развозить дальше, в посёлки за мостом. На углевозы и надеемся.

Наш шанс обнаружился ещё ночью, ближе к утру. Из Эльдикана приехал Урал с углём. Утром он должен разгрузиться и вернуться обратно. Шанс не упустили. Водитель Урала, которого опять звали Володя, взять не отказался и о деньгах разговора не завёл. Новый Володя также отнёсся к нам радушно. Ехали часов шесть. Дорога действительно такая, что не очень разгонишься. В Эльдикане заехали к нему в гости, где нас покормили и выяснили все интересующие вопросы. Потом, опять с помощью Володи устроились в гостиницу. Утром ожидался АН-2 в Усть-Маю. Добраться туда можно также и на моторной лодке.

С Володей распрощались уже в аэропорту, куда он нас доставил утром. Пока всё идёт хорошо. Вот и самолёт прилетел вовремя. Загрузка полная. Среди прочих и уже знакомые нам Омичи. Взлетели над Алданом. Достаю фотоаппарат, пытаюсь пристроиться к иллюминатору. Тут смутное подозрение холодком растекается в груди. Осматриваюсь, так и есть, оставили станки на взлётной полосе. Какая непростительная оплошность. Да ведь я со своим станком для переноски груза, больше двадцати лет не расстаюсь. На посадке в Усть-Мае никакой радости. Но это были ещё не все испытания на сегодня. Кассирша, весело улыбаясь, сообщила, что билетов нет на сегодняшний рейс. А следующий только в понедельник, то есть через три дня. Но и на него ничего нет. Замечательная перспектива! Попытались использовать шанс на подсадке, но ничего не получилось. Народ здесь, оказывается, активно перемещается. Нам ничего не оставалось, как навешать на себя мешки и поплестись угрюмо на берег Алдана, где уже в темноте поставили палатку. Очень неприятные последние события подействовали по-разному. Виктор завалился спать, я же в нервном возбуждении отправился гулять по ночному посёлку. Кстати, аэропорт Усть-Мая расположен не в Усть-Мае, а километрах в семи ниже по реке, на краю посёлка Петропавловск.

Однако, как говорится, что не делается, всё к лучшему. Зато теперь появилась возможность вернуть станки. В неопределённости предстоит прожить три дня. Утром подыскали более подходящее место для стоянки. Прямо у ограды взлётной полосы на высоком берегу Алдана. Благо, что погода стоит хорошая – тёплая и сухая. Не то совсем было бы грустно. А терпения потребуется ещё много.

В понедельник, кроме якутского рейса вечером, должен быть самолёт ещё и в Эльдикан с утра. Грех не воспользоваться такой возможностью. Напряг всех. Звонил в Эльдикан Володе, он уехал в рейс, тогда попросил помочь его жену. Созвонился также и с работниками аэродрома в Эльдикане. Попросил знакомых Омичей попросить директора школы в Эльдикане также проконтролировать передачу станков. И даже отыскал пилота того самого АН-2, на котором прилетели из Эльдикана. Уф! Всё получилось. Тот самый пилот торжественно вручил драгоценные станки. Осталось только улететь в Якутск.

Сегодня удалось и это. Правда, не основным рейсом. В аэропорту скопилось достаточно людей, которые не могли улететь. И диспетчер аэропорта попросил совершить посадку в Усть-Мае тот самый самолёт из Солнечного, который мы не захотели ждать до понедельника. Вот на этом маленьком, жёлтеньком, чешском Л-410 и улетели. А вообще из Усть-Маи летает в Якутск АН-24.

Неужели свершилось, вот он Якутск. Тут уж если попёрло, нужно не теряться, а двигаться дальше. Денег, чтобы улететь сразу в Москву не хватает. Будем выбираться в Нерюнгри, где есть железная дорога. До Нерюнгри от Якутска восемьсот километров, известной своей разбитостью дороги. Звоню диспетчеру дальнобойного такси. Номер телефона дали попутчики – старатели. Такси есть, но только до посёлка Алдан, это чуть больше половины пути. Решаем всё же ехать сегодня в ночь. От Алдана пришлось брать ещё одну машину. Так, за сутки смогли одолеть трассу Якутск – Нерюнгри. Ура! Теперь финишная прямая. Билет на поезд взяли. Но он отправляется более чем через сутки. А дата отправления, конечно же, 21-е сентября.

Благодаря тому, что Виктору удалось взять билет по воинскому требованию, денег осталось достаточно, чтобы поселиться в гостиницу и устроить полноценный отдых. Тут же при вокзале и сняли двухместный номер в комнатах отдыха. В душе смыли дорожную пыль, привели себя в относительный порядок.

День ожидания поезда посвятили знакомству с городом Нерюнгри. Исходили вдоль и поперёк. Совсем ещё молодой город оставил благоприятное впечатление. Нерюнгри не конечная станция на железной дороге. Трассу в сторону Якутска протянули уже до Томмота.( А теперь говорят уже практически до Якутска.). Уже год, как ходят прицепные вагоны Москва - Томмот. Но лишь раз в неделю. Нерюнгри же так и остаётся узловой станцией, и пассажирские вагоны в Москву формируются раз в двое суток. Эти вагоны потом цепляются к поезду Тында – Москва.

Сто двадцать пять часов в поезде от Нерюнгри до Москвы не показались такими уж длинными. По БАМу вообще ехать приятно, такая красота вокруг. Можно целый день смотреть в окно, как в телевизор. К тому же погода установилась просто уникальная. Так тепло, что, выйдя ночью на перрон в лёгкой футболке, почувствовал себя где-нибудь на Кавказе в конце сентября. Да ещё полная луна освещает ночные горы. Во многих нестандартных ситуациях встречал свой день рождения, но вот в поезде впервые. А тут ещё неожиданное совпадение, у попутчицы тоже день рождения 26-го сентября. А 27-го сентября рано утром вновь встретились с Москвой. Круг замкнулся, мы увидели цветные горы и вернулись.

Якутия
Аэропорт в Солнечном.

Якутия
Мост через Аллах-Юнь.

Якутия
Эльдикан. Автотранспортное предприятие. Здесь же и гостиница.

Якутия
Аэропорт в Эльдикане. Прощаемся с Володей. Рядом злополучные станки.

Якутия
Алдан. Маленький самолётик, на фоне неба, сейчас приземлится и потом повезёт нас.

Якутия
Аэропорт Усть-Мая.

Экспедиция на моём сайте.


  • 1
Спасибо, прямо запоем читается.

Сергей, спасибо большое за рассказ!
На фотографии начинаешь смотреть совсем по-другому, когда они снабжены таким подробным описанием путешествия, не как на красивые открытки, а как на окружающий тебя пейзаж.

Природа впечатляет

Хорошо написано, природа впечатляет, снимки передаю дух той местности. И возникает вопрос: почему люди оттуда бегут, край малолюдный, пустынный и необустроенный? Там что - тем, кто там живёт, нельзя создать производство кирпича, железо-бетонных конструкций, строительство цивильных домов и вообще производство продовольствия, чтобы питаться - сельское хозяйство, животноводство - как опорную базу для существования?

Или там не дают это всё создавать?

Условия жизни там можно воспроизводить? Или жить можно только если кто-то будет завозить товары питания издалека?

Re: Природа впечатляет

Кризис в золотодобывающей промышленности. В стране масса таких мёртвых посёлков. Особенно на Колыме. А сельское хозяйство там совсем нерентабельно.

А почему из Алдана до Нерюнгри вы поездом не поехали? Местный Томмот - Нерюнгри ведь ежедневным сразу запустили. Или про пуск движения до Томмота вы только в Нерюнгри узнали?

Там какой-то расклад был, что выгоднее было добраться до Нерюнгри, а оттуда напрямую. Уже не помню деталей.

чудо!

(Anonymous)
ОГРОМНОЕ спасибо, Сергей! 10 частей на одном дыхание! потом еще раз более вдумчиво и с гугл-земля в придачу, потом отдельные моменты особо скрупулезно! Земной Вам поклон! за фото, за людей, за природу, за подробные описания! Очень много хорошего слышал о Вас от знакомых и если Бог,Случай и правильные цифры (на выбор) сложатся, с превеликим удовольствием пообщался бы лично. Еще раз спасибо за фото-повесть!

Добро пожаловать!

Большое спасибо ! Прочитал от корки до корки, просматрел все фото, одно фото украшает мой компьютер. Ощущение, будто был с Вами. С уважением Эдуард.

Всегда пожалуйста.

Спасибо за Якутию. Александр Яблонский.

Re: Якутия. Юдома.

Добро пожаловать!

Вопрос

(Anonymous)
Сергей! Добрый День!
Мы собираемся в августе повторить Ваш подвиг.
Но начиная с палатки. и по Юдоме на катамаранах дойти до Усть-Маи. за 15 дней.
Что скажите?
И Чем добраться с Усть-Маи до Якутска?

Не занаю какая ситуация сейчас. Мы из Усть-Маи выбирались сложно. В тексте описано.

Самолёты должны лететь. И вроде там дорогу строили.

twirlkvalk

(Anonymous)
smmksjscku

Сергей, я опять под впечатлением от Вашего путешествия. Спасибо за такой подробный рассказ и чудесные фото!
Мне очень захотелось посмотреть, как выглядит ягода каменушка, но у Вас тут нет снимка...Может быть опубликуете, если снимали?
Ваши рассказы подробны и живы, что, повторюсь,читая, чувствую своё присутствие там. Я никогда не смогу побывать в реале в таких местах в силу объективных причин. Поэтому Ваши фото-путешествия для меня единственное средство увидеть и ощутить этот первозданный мир. Жду Вашего следующего путешествия!

Рад, что понравилось.

День добрый.

Всё прекрасно, описано красиво, единственное по финансам, хотелось бы примерно знать, сколько ушло и на что. Если не трудно дайте расклад.
Благодарю.

Александр

(Anonymous)
Здравствуйте Сергей. С большим интересом смотрю и читаю ваши путешествия. Сам я живу в Сусумане, понемногу сам путешествую, только не в таких масштабах. Один вопрос к вам: где вы берете такие подробные карты? В Сусумане вообще нет карт в продаже, да и в Магадане нет. Может быть у вас в Москве есть?

Re: Александр

Здравствуйте Александр. В Москве тоже карты нужные не очень продаются. Но сейчас можно найти в Интернете. Тоже не всё, конечно. Просто делайте правильный запрос, в котором необходимо указывать номенклатуру нужного листа.

Изо всех читанных мной Ваших,Сергей, описаний экспедиций и путешествий, это понравилось больше всех остальных. Подкупает Ваша искренность, честность, внимание к бытовым мелочам. В.К. Арсеньев тоже ведь нигде в книгах не пишет что пришлось съесть любимую собаку Альму по причине голода.

Спасибо за хороший отзыв.

Вроде такая глушь, просторы. А столько встреч в пути. Это ж надо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account