karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.

karpukhins
Серия - 101 день в Якутии.

Этап второй - река Индигирка от Усть-Неры до Момы. Продолжение.

Те из вас, кто следил за прошлогодним "Якутским дневником", в курсе, что на Индигирке я уже бывал, но несколько ниже. От Ытабыта осталось совсем немного до правого притока Кюэллях-Мустах по которому мы с Мишей Черёмкиным ходили в хребет Черского. Ещё тогда были мысли после этого небольшого похода подняться на байдарке вверх по Индигирке до Ытабыта, а потом пешком вверх по долине этой реки. Меня очень привлекало одно озеро в верховьях Ытабыта, которое на этапе подготовки к прошлогодней экспедиции приглядел на карте, а затем по расспросам выяснилось, что это озеро очень и очень редко посещается людьми из-за труднодоступности. На карте оно называется Сыгарымни, но я ни разу не слышал, чтобы местные его так называли. Говорят просто Ытабыт-озеро или озеро на Ытабыте. В прошлом году я не воплотил намерения в реальность, к тому моменту как спустились обратно к Индигирке вода в ней сильно поднялась и мне показалось, что идти вверх по такой реке очень неразумно. И как теперь вижу, был прав. Зато в этом году мимо Ытабыта никак не проплыть, поэтому и запланировал этот поход. От устья Ытабыта озеро лежит примерно в 15-ти километрах, вроде бы не очень далеко, но какая здесь дорога, мы не знаем.

После прохождения серии порогов между Мольджогойдохом и Ытабытом, в тот же день, то есть 21-го июля, не откладывая, мы с Кириллом отправились вверх по реке, оставив на хозяйстве Юру. Было это уже во второй половине дня и к тому моменту погода начала портиться, накрапывал дождь. Довольно бодро нам удалось пройти всего лишь метров сто от устья и тут-то началось... Нет, ну мне всякое приходилось видеть, но чтобы такое и в таких количествах. Короче говоря, представьте себе, что весь лес засажен лиственницами толщиной в палец, которые растут на расстоянии всего несколько сантиметров друг от друга, то есть не меньше одного саженца на каждом квадратном дециметре. Вначале мы думали, что это просто такой небольшой кусок леса и это скоро кончится, но через час продираний через этот частокол оптимизм весь куда-то подевался. Мы и выше по склону горы пытались подниматься и совсем на берег выходили. Нет, прохода здесь нет. Тут ещё и дождь перестал разминаться, а заморосил уже как надо и вся вода с этих, с позволения сказать, деревьев сыпалась на нас. Стало совсем грустно. Ох и нелёгкий всё же денёк выдался. В порогах натерпелись, а теперь вот новое испытание. Короче говоря, бились мы бились и за шесть часов хода одолели всего пять с половиной километров дороги. Сил уже не оставалось и давно бы уже встали лагерем, да вот ещё одна беда, негде было. Здесь либо заросший частоколом склон горы, либо заболоченные берега реки. И когда я увидел заваленный упавшими деревьями каменистый и кривой бугорок, на котором в другой раз ни за что бы не встал, без сомнений остановился. Мокрые мы были основательно и первым делом кинулись растягивать тент, при этом ещё и порвали один его угол. Но всё же как-то приспособили его и немного помучившись, разожгли костёр, добыв сухое топливо глубоко внутри промокших изрядно дров. Всё, здесь будем ночевать, а что будет дальше будет дальше, но ситуация откровенно не вызывает энтузиазма.

036-3463
Тут и будем жить.

036-3464

Аномальный всё же год выдался. Погода здесь нас крепко прижала, в этом абсолютно не комфортном месте в долине Ытабыта. Следующим днём дождь продолжил своё гнилое дело и нам ничего больше не оставалось, как сначала отлёживаться в палатках, а потом отсиживаться под тентом, греясь у костра. Идти дальше в такую погоду и по такой дороге совсем не хотелось. И одним днём эта отсидка не ограничилась. Мало того, что дождь не прекращался уже и на третий день, ночью сильно похолодало и чуть выше на горах выпал снег. Вот такое здесь хреновое лето. Ведь даже ещё июль не закончился, тогда что же будет в августе, я уж не говорю про сентябрь. Откровенно грустные эти денёчки выдались.

036-3465
Метрах в десяти от берега этой протоки Ытабыта и стояли. На карте стоянка обозначена цифрой 2.

Лишь только на четвёртый день нашего похода дождь вроде бы перестал или, по крайней мере, стал делать вид. Но небо всё так же оставалось закрыто плотной облачностью и было совсем не жарко. Откровенно говоря, мысли вернуться обратно бродили в голове. Но обидно было бы не попасть на заветное  озеро, хотя всё я себе представлял здесь по-другому, как-то более празднично что ли, а тут суровая правда и больше ничего.  К тому же от обратной дороги воздерживала мысль о необходимости вновь продираться через эти заросли. Ясное дело, всё равно придётся когда-то это делать, возвращаться ведь надо, но это будет когда-то потом, а то прямо сейчас. Ну вышли мы, конечно, дальше в этот день. Снова ругались, матерились, но шли дальше. А потом, в одном месте, мне интуитивно захотелось вылезти по склону выше и дальше от реки и это оказалось не зря. Здесь обнаружили обширное моренное поле, почти не заросшее лесом, по которому идти было просто одно удовольствие, особенно после всех испытаний. И нам уже казалось, что вполне дойдём и сегодня, вот вроде цирк виднеется, в котором должно быть озеро, но вскоре разобрались, что наш цирк несколько дальше и до него ещё немало идти, а ночи уже хотя и не настоящие пока, но сумерки стали довольно густыми. А тут ещё и маленькое симпатичное озерко подвернулось, над ним и встали.

036-3471

036-3473

036-3479

036-3476
Лагерь у малого озерка. На карте обозначен цифрой 3.

Погода всё же решила смилостивиться. Правда, солнце мы увидели только следующим днём, то есть 25-го июля, когда вышли таки к заветному озеру. В этой части дорога оказалась сносной, хотя по гранитным валунам ходить тоже не подарок, а потом ещё лезли круто вверх  к самому озеру. И вот, вылезли на обширный моренный вал, послуживший естественно плотиной, отчего и образовался водоём и отсюда наконец-то увидели заветное озеро. Делаем первые кадры.

036-3484
Вид на юго-западную часть озера.

036-3485
Вид на среднюю часть озера.

036-3486
Вид на северо-восточную часть озера. Вот в тот угол мы сейчас и пойдём, там будет стоянка на озере.

036-3488-97
А здесь панорамой захватил всё озеро целиком.

Q5423-24
1-стоянка на устье Ытабыта, 2-мокрая и холодная стоянка на бугорочке, 3-стоянка у маленького озера, 4-первая точка обзора Ытабыт-озера.

Предыдущая часть.

Продолжение следует.

Не перестаю восхищаться вашему энтузиазму и мужеству в таких длительных экспедициях, всегда читаю (уже года два как:) )вас с интересом и на одном дыхании, пожалуйста, продолжайте!

обязательно продолжу

как же вы костер разводили, когда все мокрое было? рубили толстые стволы и доставали сухую середину?

это мне приходилось делать тысячи раз за свою жизнь, дрова насквозь не промокают

Сергей опять молодец!:)))

Когда на Каскаде и в ряде озер в противоположной стороне Индигирки мы не нашли желаемых рыб, подумали об этом озере. О озере рассказывали ребята с Тюбяляха. Сюда они приходили пешим ходом. Сказали, что озеро богато рыбой. Если поучится когда-нибудь пойти по Индигирке еще раз, то я обязательно "загляну" сюда. Это мечта!:)
Видно, что от озера идет ручеек. Там должен быть водопад.

Природа лучше чем на самом Лабынкыре!

Re: Сергей опять молодец!:)))

Кирилл пытался здесь рыбачить, но видно всё же если не рыбак, то и нечего браться, я вот даже и не пытаюсь, ни одной рыбёшки мы так и не увидели

Как погода не пускала нас к Сыгарымни на Ытабыте...

В 5 часов вечера 21 июля у нас было довольно много оптимизма, который изрядно поугас, когда мы устали бороться с непроходимым лиственичным частоколом и промокли насквозь. Когда мы в очередной раз скатились ближе к самому Ытабыту, между непроходимыми древесными завалами и огромными гранитными валунами можно было пройти в некоторых местах только по наледи. В иной бы ситуации я бы ей как всегда обрадовался и наверняка сфотографировал, но в данном случае я начал материться еще сильнее, потому как в один момент тяжелый высокий рюкзак зацепился за низко нависающее бревно, и лед ушел из под ног. Итог - пара синяков, сломанный карабин на рюкзаке и помятые алюминиевые кастрюльки. С другой стороны, в речку я не улетел и аппаратуру не разбил, но впечатления остались. Уже было понятно, что дождь зарядил надолго - все небо было обложено, ни дуновения ветерка, и полчища комаров как то особо сурово жрали мокрое лицо живьем.

Добравшись таки до единственного кривого маленького холмика, который в тот момент казался раем среди болот, на добыче топлива из самого сердца огромного ствола лиственницы наши тягости в этот день не закончились. Как то особенно запомнилось 45-минутное раздувание вдвоем по очереди маленького костерка, который предпочитал гореть только при наличии постоянного воздушного потока. За шиворот продолжал сыпать дождь, сумерки уже не позволяли далеко видеть, а дым от неразгорающегося костра нещадно слезил глаза. Когда все же огонь начал с жадностью поглощать почти сухую древесину, мы, усевшись под надорванным тентом, наконец то вздохнули с облегчением - лагерь был поставлен.

На следующий день от нечего делать мы занялись просушкой насквозь промокшей одежды и рюкзаков, а также заготовкой дров. Костер со временем отодвигали из-под тента все дальше и дальше, так как Сергей продолжал подкладывать в него огромные бревна. В результате жить под тентом становилось все более комфортно. Доджь не прекращался, да еще и сильно похолодало, поэтому на второе утро на импровизированной стоянке Сергей встретил меня словами "С новым годом!", так как буквально в 200м выше нас на склонах лежали небольшие сугробы. Понимая, что и в этот день из-за продолжающегося дождя мы никуда не выйдем, я затеял банный день. Наверное самый холодный в моей жизни. Воды нагреть было не в чем, поэтому сама помывка и стирка проходили в небольшом болотце, между костром и Ытабытом, которое питали дождь и вода с оттайки. Несмотря на 23 июля, температура воды в этом водоеме была не больше 2-3 градусов, и единственное что грело душу и синеющие конечности - это огромный костер в 15 метрах.

Однако даже после такой долгой мокрой стоянки никто из нас не заболел и после третьей ночевки мы выдвинулись дальше. Идти через некоторое время благодаря интуиции Сергея стало легче. Однако все равно мы почти полдня шлепали по болотам, и выйдя с лагеря сухими я, как назло, умудрился по пояс провалиться в узкий, но очень глубокий ручей, полностью залив высокие болотники, и это всего в 20 минутах ходьбы от стоянки. И хотя шли мы в целом намного бодрее, пройти за целый день удалось не намного больше, чем в первый переход. Огромные валуны также местами преграждали путь, и прыгать с рюкзаком по ним, теряя равновесие, удовольствия не доставляло. Вдобавок, они были мокрые, и раз соскользнув с такого я чудом не сломал палец на ноге в мягком сапоге. Но были и совершенно замечательные дивные березовые рощи, которым, казалось бы, тут совсем не место. Но соотношение болот и моренных холмов с рощами было явно не в нашу пользу. Однако, вторая стоянка, мало того что была на берегу маленького живописного озерца, была еще и сухая, а также с обилием ягод и грибов. Так, на местном моренном развале гранитов вольготно произрастала каменушка - местная разновидность черной смородины, которая ароматна не только в части ягод, но также и листьев, которые мы охотно заваривали в чай. Только вот она еще была изрядно смоляниста, и пальцы после ее сбора отмывались с трудом.

Отведав здешних грибочков на ужин, мы помучались с больными животами на утро, но это не помешало нам встать на следующий день пораньше и выйти к намеченной цели. Дорога становилась все легче, и, несмотря на тяжелый подъем по валунам, к полудню мы уже делали с моренного вала первые дневные снимки заветного Сыгарымни...

Re: Как погода не пускала нас к Сыгарымни на Ытабыте...

Вот вам дополнение от Кирилла

интересно читать

такой густой лесок из молодняка лиственницы довольно распространен в Якутии, называется "ыркый ойуур" а уж если приукрасить то "ыт мунна баппат ыркый ойуур" - лесок куда не пролезет даже собачья морда )))

морды наши там тоже не очень пролезали, а ведь ещё надо было рюкзаки протаскивать, таки заросли образуются на месте старых горельников

Как обычно и бывает, глядя на карту совершенно не ожидаешь подвоха - явных прижимов и сбросов нет. Помню как-то на Кодаре шли по долине р. Левая Сыгыкта - там я даже заранее прочитал, что все недовольны чащобой, но решил, что стланика нет - уже всё отлично будет. Оказалось, что зря: заросли тальника были немногим лучше стланика. Быстро удавалось пройти 100-150 метровые отрезки отмелей по излучинам реки, после чего приходилось забуриваться в какие-то дикие переплетения веток. Средняя скорость по пологой долине была 1 км/ч (причём с учётом открытых участках, в зарослях она была ещё меньше).

и ольховник тоже иногда создаёт непроходимые заросли

На второй стоянке по фото очень чувствуется, что погодка была неуютной.
А снег на вершинах в середине лета, да еще и в пасмурную погоду...Мне напомнило это Ваше путешествие в Саяны, когда палатка утопала в снегу.Ох, и трудно Вам тогда было!..А здесь, наверное, тоже досталось? Или вдвоем легче?

в Саянах было труднее сама ситуация, но мне привычно ходить одному и вдвоём ничуть не легче

Однажды продирался через такой частокол, только еловый в глухом темном лесу - ох и садистское удовольствие, зато запоминается на долго! :)

Сергей! Во-первых - в очередной раз спасибо, не устану повторять, что с интересом и восхищением читаю ваши отчеты и смотрю фотографии.

Во-вторых, вопрос такой - вы отчеты пишете по памяти потом или же ведете походный дневник? Если второе - то насколько полно - это похоже на данную запись или же просто - краткие заметки о погоде, маршруте и т.п., чтобы потом восстановить хронологию событий?

в прошлом году вёл подробный дневник, потом дома его трансформировал, в этом году записывал только некоторую хронологию, текст пишу теперь

К заветному озеру.

Пользователь ljtopper сослался на вашу запись в записи «К заветному озеру.» в контексте: [...] Оригинал взят у в К заветному озеру. [...]

С удовольствием читаю и смотрю прекрасные виды. Спасибо.

Добро пожаловать

На фотографиях все выглядит довольно мило и не так мрачно, как по тексту. Озеро красивое, интересно, какова его глубина?

да кто же его мерил.

Да, раз даже звериной тропы нет, значит и звери в эту долину не суются. А ведь в былые времена всяким топографам или геологам-съемщикам приходилось по таким долинам рубиться, в прямом смысле. Изо дня в день, в несколько человек. Каждый вечер - ритуал, заточка топоров до состояния бритвы. Днем сзади на оленях или лошадях навьючена поклажа, среди нее сменные топоры, на маршруте времени на заточку уже нет.

Зато озеро отличное, не зря старались. Конечно, мрачные однообразные роговики несколько портят дело, но тут их удачно снежком выбелило. И со штилем на маленьком озере определенно повезло. Хотя везет тому, кто везет, наглядная иллюстрация.

Edited at 2013-12-14 01:15 am (UTC)

звери всё же сюда суются, но другими путями, а озеро я ещё покажу

К заветному озеру.

Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в записи «К заветному озеру.» в контексте: [...] Оригинал взят у в К заветному озеру. [...]