?

Log in

No account? Create an account

karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Кубюме-Тунеридэ-Харчан.
karpukhins
В прошедшем летнем сезоне 2017, большого якутского забега, один из пяти походов пришлось срочно переформатировать. По началу планы были пройти маршрут на лошадях по Оймяконскому нагорью и горам Сунтар-Хаята. Но за три дня до начала похода семья эвенских оленеводов, которая взялась за обслуживание нашей команды, вдруг без объяснения причин отказалась. И лошади таким образом обломились. А люди уже летели в Якутск и что-то сделать уже было невозможно. Пришлось на ходу придумывать какой-то альтернативный вариант. Но так срочно ничего лучшего не придумалось, как просто пойти в небольшой пеший маршрут в одно довольно красивое местечко несколько не доезжая до тех мест, где планировался первоначальный маршрут. Эти места были хорошо знакомы моим якутским партнёрам. Вот даже не знаю к какой горной системе отнести конкретно это место. Получается ещё не Сунтар-Хаята, но уже вроде и не Сетте-Дабан. Где-то в промежутке в общем. А если конкретнее, то маршрут от Колымской трассы проходил в истоки реки Кубюмэ, затем к озёрам Сикумэ и Тунеридэ. Это уже бассейн Харчана, одного из истоков Восточной Хандыги. То есть мы шли через водораздел Ленского и Индигирского бассейнов.

Итак, два дня мы тряслись на Газельке по Колымской трассе, по пути ночевали на берегу Алдана и в конце концов остановились в одном ничем вроде не примечательном местечке вдалеке от населённых пунктов, чуть не доезжая действующей метеостанции Восточная. Это довольно известное место на Колымской трассе. Кстати, несколько лет назад буквально десяток километров не доезжая до этого места, со мной вышло одно приключение. Тогда была зима, я сопровождал груз и мы ехали на двух Уралах в далёкий посёлок Хонуу. В том числе мы везли новенький вездеход. А дорожка тут узкая и профиль её покатый в обе стороны. Вот когда разъезжались со встречным, тогда и слетели в кювет. Мы не перевернулись, но вездеход оторвался и завалился в сугроб. Очень повезло тогда, ну очень повезло. Обнаружили случайный подъёмный кран всего лишь в нескольких километрах на трассе от этого злополучного места.

Ну ладно, это я отвлёкся. А здесь у нас планы теперь были совсем не глобальные. Задача дойти до дальней части озера Тунеридэ, поставить там базу и ходить в радиалки. Каждый со своими задачами. Фотографы фотографировать, туристы куда-то залезать и слезать. Дальше букв будет немного, а по большей части просто фотографии. Считайте что небольшой фотоальбом этого похода. Всё в хронологическом порядке, то есть в полном беспорядке.


Это была середина июля, но озеро Тунериддэ лежит на высоте чуть более 1300 метров над уровнем моря и это всё же северный район, поэтому неудивительно, что здесь ещё плавал лёд. Но мы застали практически его последний день. На следующий день, поднялся ветер и все ледяные остатки размолотило в крошку и он растаял окончательно. Но одну ночь с безветрием нам дали, да ещё и с прекрасными закатными красками.







В общем здесь было не так уж и плохо. Место довольно красивое, да и рыба ловится. Вернее мальма, это такой мелкий голец. Как говорят в тех местах, где он водится - "рыбы нет, одна мальма". Но в принципе рыба вполне себе рыба и даже очень вкусная, мясо у неё слегка красное как и полагается лососёвым.



А времени на кулинарные развлечения было достаточно. Тем более, мы не поленились притащить сюда кучу разного продовольствия. От трассы до базы идти 17 километров.



Вот в таком живописном месте на берегу озера Тунеридэ мы и поставили нашу базу. Стоять нам тут полагалось неделю. И всю неделю погоды не было и почти всё время шёл дождь. Несмотря на такие погодные условия фотографический результат оказался вполне себе ничего.



Очень выручила, конечно, небольшая, но очень фотогеничная наледь чуть дальше от озера в сторону Харчана. Идти всего километра два и мы туда часто ныряли нашей фотографической бригадой в составе Людмилы, Паши и меня.



Ходили в основном ближе к ночному времени, хотя полноценной ночи тут в это время года нет. Особо украшали наледь туманчики.



Наледь каждый день меняла свои очертания и всегда можно было обнаружить что-то новое.



















Это как раз озеро Тунеридэ. Оно разделено моренным валом на две части с узкой протокой между ними. Озеро естественно ледникового происхождения.



Наш лагерь здесь получается как раз у самой левой кромки кадра.







Ну вот и вся наша команда. Народ подобрался не вредный, поэтому не состоявшиеся планы как-то даже не сильно испортили и настроение и отношения.



Нашли тут брошеную печку, которую использовали как коптильню.







А ещё тут валялась чья-то лодка, а в ней сеть. Всё это очень нам пригодилось.



Потому как погода почти всё время была мокрая, основное место обитания было тёплое местечко под тентом у костра.



Особый смак наледи добавлял прорезанный водой глубокий и узкий каньон. Пройти по нему до конца было невозможно, дальше он жутко изгибался и закручивался.







Тут даже не один каньон был. Вот по левому бежит жёлтая болотная вода, а тот глубокий справа, в нём чистая вода.











А однажды мы залезли вечером на гору, просидели там у костра до утра, чтобы снять что-то в рассветном свете. Но свет оказался не очень, хотя туманчики обогатили картину.















Погода вернулась только тогда, когда мы уже выходили обратно на трассу. Здесь как раз истоки реки Кубюмэ. Вечер был замечательный.







И прощальный кадр уже на Колымской трассе. Здесь переночевали и потом снова два дня тряслись на Газельке до Якутска.




На двухкилометровке обозначен наш маршрут. Маленькая красненькая место старта от Колымской трассы. Большая красненькая наша база на Тунеридэ. Синенькая та самая наледь.


  • 1

М/с Восточная

Вот, оказывается, какой проект в сети есть: https://dv.land/spec/meteostantsiya-vostochnaya

А на 5-километровке название СУНТАР-ХАЯТА проходит чуть ли не по озеру Сикумэ, так что там самый Сунтар-Хаята и есть.

  • 1