karpukhins

Сергей Карпухин

Путешествия и фотография. Фото-географические исследования. Пейзажная фотография.


Previous Entry Share Next Entry
Якутский дневник. 16 июня.
karpukhins
Третий день экспедиции. Гуляем по Хону.

В этот день практически никаких интересных событий не произошло. Вынужденный простой и ожидание. Неизбежная плата за возможность забраться подальше. Заброска, конечно, обойдётся в некоторую сумму, но довольно скромную. Просто потому что везут, можно сказать, попутно. В условиях ограниченных финансовых возможностей приходится платить временем. Это обычная практика в моих путешествиях. Потому и времени всегда имею с запасом. Ничего не оставалось, как просто гулять по посёлку и фотографировать всё, что подвернётся. Пока что это даже и не очень напрягало. Будущее теперь не казалось таким уж призрачным и даже обрело хоть какие-то конкретные очертания. Просто нужно подождать. Так что сегодня немного расскажу о самом посёлке и покажу, как он выглядит.

034-0167



Хонуу или Хону или Мома - якутский посёлок, расположенный на правом берегу реки Мома в месте её впадения в Индигирку. Так называется районный центр Момского улуса (района), не самого крупного в Якутии. Однако даже этот не самый крупный район больше по площади, чем, например Австрия или Швейцария. Его площадь 104,6 тысяч квадратных километров. И на такой огромной территории проживает всего лишь около четырёх с половиной тысяч человек. Можно сравнить с небольшим городским микрорайоном. Вот такие здесь масштабы. Да что уж там говорить, в Якутию вполне можно и половину Европы запихнуть, а население и до миллиона не дотягивает.

В самом посёлке проживает две с половиной тысячи человек. Остальные две тысячи жителей района разбросаны по более мелким посёлкам. Официально временем образования посёлка называют 1931 год. Но это совсем не означает, что до того времени здесь люди не жили. Ещё как жили, только в те времена здесь не принято было собираться в единые поселения. Земли здесь всегда хватало и местные жители – якуты и эвены, селились отдельными хозяйствами на значительном удалении друг от друга. Можно сказать хуторами. Причём прямо посреди посёлка стоит старая Никольская церковь, которая была построена ещё в 1851 году. Так что, в принципе, можно считать, что Хону образовался именно тогда. Именно в тридцатые годы, когда массово проходила коллективизация, образовались подобные посёлки в северных регионах страны.

Момский район изначально сельскохозяйственный. Здесь нет никаких серьёзных производств и почти нет никакой добычи полезных ископаемых. В отличие от соседнего Оймяконского улуса, где много крупных и мелких золотодобывающих артелей, здесь всего лишь две не очень крупные. Сейчас здесь живут не очень богато, но, по словам местных жителей, в советское время здесь было очень даже неплохо. Имеется ввиду позднее советское время, особенно восьмидесятые. Снабжение здесь было гораздо лучше, чем, например, в соседних с Москвой областях. Геологов на этих территориях работало даже очень много. А теперь их нет совсем. Но были времена и гораздо более грустные, чем сейчас. Пресловутые девяностые имею ввиду. Люди тогда забыли, как выглядят деньги и многие уехали в более благополучные края. Но такая ситуация в те времена была характерна вообще для всех удалённых регионов России. Так что теперь очень даже неплохо. Местные жители вполне образованы и современны. В посёлке есть мобильная связь и Интернет.

034-0121

034-0220
В Хону есть свой флаг и герб.

Приглашаю пройтись по улицам и заглянуть во дворы.

034-0008
Понятное дело асфальта тут нет. Автомобилей достаточно много и это либо УАЗ, либо праворульные иномарки. Летом далеко от посёлка не уехать, дорог нет. Но есть зимняя трасса, по которой можно уехать куда угодно.

034-0010

034-0012
Никольская церковь. Построена в 1851-м году. Сейчас на реставрации.

034-0029

034-0076
Дровами отапливают, но здесь есть и центральное отопление и десять котельных на посёлок.

034-0092

034-0078

034-0093
Здесь мне понравились петли на воротах.

034-0096
Возможно жители Момы немного обидятся на меня за то, что показываю посёлок без прикрас. Поверьте, не стоит комплексовать. На мой взгляд в этом облике есть своё обаяние и люблю я вас такими, какие вы есть.

034-0101

034-0103

034-0129
В некоторых домах есть центральный водопровод. Но чаще воду развозят по посёлку в водовозках и разливают в бочки у двора. Обычная практика в зонах вечной мерзлоты. Колодцев и колонок здесь ведь нет.

034-0145
Юность ушла, кинотеатр закрылся.

034-0173
Аэропорт.

034-0195

034-0213

034-0199
Большинсво улиц здесь названы по именам соотечественников. И мне понравилось, как здесь просвещают кто же были эти люди.

034-0218
Основные мобильные операторы здесь представлены.

034-0259

034-0265

034-0147
Часовенка у кладбища.

Заглянем и на старое кладбище. Здесь тоже всё не совсем так, как в средней полосе.

034-0110

034-0111

034-0117

Анонс.

15 июня.

17 июня


Спасибо за прекрасный рассказ и фотографии! При такой хрупкой и очень долго восстанавливающейся природе большая плотность населения и невозможна. Удивляет тупость нашей власти,считающей, что нужно заселить все территории России плотнее. Бани или что то подобное у них есть?

Есть у некоторых. Хотя этот атрибут не столь характерен, как в русских деревнях.

Интересное кладбище. Никогда такие не встречал.

Совсем иная жизнь...

интересное начало, спасибо

Добро пожаловать

Крепкие дома, заборы, лодки, машины, тарелки везде спутниковые - чего стесняться-то? Видно, что живут люди.
Кладбище действительно необычное. Домики какие-то на могилках. А как хоронят-то? мерзлота же?
И вездесущая в Якутии лиственница.. )))

И в мерзлоте можно копать, только дольше

Очень интересно. Особенно про собственную идентичность.Свой флаг и герб! Да кладбище удивительное..

Самоосознанию здесь можно поучиться

Кладбище интересное, и геральдика.
А в религиозном плане как? Все православные, или кто-нибудь придерживается "веры предков"? А может синкретизм?

Православные, но не очень заморачиваются на религии. Есть и элементы язычества до сих пор, но это не более, чем традиции.

Странно, но все официальные источники действительно твердят, что Усть-Мома была образована в 1931-м году!? И даже при таком железобетонном аргументе, как церковь 1851 года постройки. Наличие церкви автоматически переводило деревню в статус села.
А впервые русские люди появились на этих берегах в зиму 1642/43 года. Да какие!
Михайла Стадухин и Семейка Дежнёв со товарищи, перейдя с верховий Индигирки на р.Мому, зимовали в ту зиму в устье Момы и рубили коч для броска в низовья Колымы.
Весной 1643-го отряд Стадухина спустился к устью Индигирки и уже в июле достиг дельты Колымы.
Сергей...вы наверняка видели место слияния Момы и Индигирки. Представьте себе, как вон за тем изгибом русла соль-вычегодские и устьюжские мужики рубили себе плавсредство для рафта по индигирским шиверам...)

Спасибо в очередной раз за столь полезный комментарий. Представить тех мужиков могу, вот ещё найти бы хоть какие-то следы.

А люди там как, более жизнерадостные, чем в крупных городах?

Люди тоже разные. По крайней мере, более открытые и менее индивидуалисты.

Какие памятники на могилах интересные.

Замечательный поселок. Жалко с людьми фото нету.

А комаров в июне уже много?

с днем рождения, путешественник! чтоб и дальше могла завидовать тебе и гордиться, что у меня, пусть и в жж, есть такой друг! здоровья и счастья! целую нежно в обе щеки)

Спасибо. Приятно и даже слегка эротично.

Емкий репортаж.
Ну, и с днем рождения, Серега!!!

Спасибо Саша. Увидимся.

Как Вам якутские лошадки? Они такие пушистые с замечательным мехом)))) Какая домашняя живность там водится?

Про лошадок будет ещё много. А так обычная живность. Собачки тоже нечто особенное, но об этом ещё расскажу.

?

Log in

No account? Create an account