karpukhins (karpukhins) wrote,
karpukhins
karpukhins

Categories:

Якутский дневник. 9 июля.

Двадцать шестой день экспедиции. Идём на охоту.

Погода второй день хорошая. В доме нет мяса, и это означает, что пора приступить к выполнению продовольственной программы. То есть, собираемся идти на охоту. О такой возможности Алик уже давно говорил. Идти нужно к горам, вверх по реке Эйемю, километров 10-12. Там есть солонец, на который выходят снежные бараны – чубуку. Пешком здесь в такие походы не ходят, ехать надо на лошадях. Для меня это, прежде всего, возможность побывать в новых местах, снять что-то интересное, короче говоря, экзотика. А для Алика привычное дело, быт. Смущает только высокий уровень воды в Эйемю. Нам предстоит преодолеть два брода. Первый прямо здесь, на устье, идти нужно по другому берегу. И на устье, хотя и много воды, но вроде преодолимо. Второй уже в горах. И там ситуация непонятна. Тем не менее, хозяева идут за лошадьми, которые где-то гуляют свободно у наледи, и мы начинаем понемногу собираться.

034-1571
Ведут. Этот будет мой.


В избе, под нарами, валяется кипа старых журналов, среди которых много про охоту. В этих журналах самый распространённый сюжет – счастливые лица охотников на фоне убиенных животных. Высказываю Алику своё отношение к охоте.
- Не могу понять я это развлечение. Нет, понимаю в таком варианте как у вас здесь. Вы тут живёте своим многовековым укладом, где охота неотъемлемый атрибут существования, и даже просто необходимость, продиктованная потребностями выживания. А эти, которые в больших городах, ради удовольствия ведь убивают.
Алик задумался.
- Но они ведь тоже мясо едят.
- Да не нужно им это мясо. Ради мяса не стали бы они тратить столько денег и времени. Занятие не из дешёвых. И на этом развлечении построена целая индустрия.
Кажется, Алик так до конца меня и не понял.
- Ну, раз мясо едят, значит, для того и охотятся.
Хочу пояснить ещё один нюанс ситуации. Здесь Природный Парк, то есть особо охраняемая природная территория. Вроде бы и нельзя охотиться. Но здесь есть особые условия и для местных жителей. По крайней мере, для малых народностей, к которым как раз и относятся эвены. Им позволено добывать себе пропитание таким образом. Это здесь называется «на котёл». Естественно, только для собственного пропитания. На мой взгляд, это справедливо. Животных охранять и защищать надо, но не нужно забывать и о людях, которые здесь живут. Это не менее важная составляющая окружающей среды.

034-1495
Настя снова напекла целый тазик пампушек, нам в дорогу.

034-1594
Смиренные.

034-1616
Упряжь - это очень важно. Здесь как раз вьючное седло.

034-1623
А увязать всё надо очень тщательно.

034-1618
На этом пойдёт Алик.

Вышли только в шестом часу. Две лошади под сёдлами, одна грузовая, пока с небольшой поклажей. Если Байанай позволит, на ней привезём мясо. Брод на устье Эйемю прошли без проблем, хотя вода действительно высокая. Как обычно, фоторюкзак у меня на спине. На лошадь вьючить драгоценный груз очень неосмотрительно. Дальше идём левым берегом Эйёмю, где-то в стороне от реки, по заболоченной низменности. Сначала довольно долго среди горелого леса. Картина безрадостная, дорога нелёгкая. Лишь впереди обнадёживающе, в просветах между почерневшими стволами деревьев, просматриваются горы, кажущиеся такими недосягаемыми уже на первом часу пути. Жарко, душно, комарьё всерьёз намерено загрызть. Наверное, всё же за большие грехи эти животные родились лошадьми. Идут, вязнут в болоте, того гляди на бок завалятся. И если мы как-то можем отгонять от себя комаров и слепней, то лошади совершенно беззащитны перед этими мелкими, но такими противными существами. Сколько же крови из них выпивают за лето? Думаю, не меньше, чем вообще в лошади есть. Жалко скотину, но воли давать, тоже не стоит. Иначе начинают своими делами заниматься: травку щипать, останавливаться в задумчивости, или идти совсем не туда. Мне лично, с непривычки тоже несладко. Всё же ехать верхом на лошади совсем не развлечение. Особенно по болоту. Болтает из стороны в сторону, того гляди вывалишься, только и держись. А уж если лошадка вздумает рысью пробежаться, то все внутренности начинаешь в себе ощущать и наконец-то убеждаешься, что мозги в голове всё-таки есть. Их просто начинаешь чувствовать физически.Ближе к цели, уже у подножия гор, ещё один брод. Этот выглядит гораздо серьёзнее, кажется и не перейти. Но Алик тут всё знает, ведёт по перекату наискосок. Мне остаётся только направлять свою лошадь точно за ним.

034-1628
Небольшая остановка на перекур в лесу.


На перекур останавливались на устье правого притока, который на карте обозначен как Багадя, но Алик называет его Бугуюнда. На карте, кстати, много названий неправильных. Здесь есть старая избушка.

Дальше уже шли между гор, по всё более сужающейся долине, пока не дошли до наледи. Здесь есть своя наледь, никак не связанная с Большой Момской. Вот сразу же выше наледи и остановились на ночлег. Где-то тут неподалёку и есть тот самый солонец, куда пойдём завтра на охоту. Ну а сегодня ещё есть время немного поснимать на местной наледи. Всё же это природное явление всегда привлекает внимание, и даже именно как фотографический объект. Без неё здесь было бы всё тривиально. Не перестаю всё же удивляться этому явлению – наледям. Зимой на ней всегда вода, летом никак не тает. Эта, кстати, частично сохранится до следующей зимы. Так сказал Алик. Он тут всё знает.

034-1641


034-1654


034-1657


034-1662

И карты масштаба 1:200 000. Пришлось показать два смежных листа.


Q5519-20


Q5521-22

Анонс.

8 июля

10 июля

Tags: Мома, Якутия, конный поход, лошади, наледь, охота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments