Время записи 13:00.
Кажется, наступила всё же хорошая, солнечная погода, прямо по-летнему. Утром, пораньше, ещё раз сходил в Зашиверск. Теперь съёмка в другом свете. Вокруг часовни вся поляна поросла иван-чаем, как раз со стороны утреннего солнца, что очень украшает пейзаж. А теперь, после утренней фотосессии вернулся к балагану, поставил чайник на костёр, кашу в котелке. Жду Аркадия, пора бы уже ему появиться. Можно бы завтра и в Хону вернуться.
Обрывистые горы - это уже другой берег Индигирки. Рассказывают, что оттуда иногда постреливали из луков в горожан, идущих к реке за водой
Время записи 20:00.
Аркадий приехал в середине дня. Но сегодня мы не едем назад в Хону. Мы едем в гости к его друзьям ниже по Индигирке ещё около сотни километров. Мою выброску он совместил со своими интересами. Короче говоря, едем за рыбой, да и друзей проведать. И ловить её даже не придётся. Её уже поймали, нужно только забрать.
На месте нас встречала гостеприимная супружеская чета Гоша и Лана. Как они представились – молодые пенсионеры. Здесь у них рыболовный участок Бетюсэ, который они взяли в аренду и он закреплен за ними официально. Получается, наши пенсионеры самые настоящие, профессиональные рыбаки. Сами они из посёлка Кебергене, который по реке ещё километров 60 ниже. Но это если по реке, а напрямик по суше всего лишь 25 километров. Индигирка здесь уже совсем выходит из гор на равнину, хотя горы Момского хребта ещё виднеются вдалеке. И здесь река вновь изобилует островами и протоками.
Живут они тут совсем даже неплохо. Избушка самая обычная, таёжная. Но технический прогресс сюда проник больше, чем где-либо мне приходилось видеть в этих таёжных краях, в удалении от посёлков. Оснастили они своё жилище солнечными батареями, установили спутниковую антенну и смотрят телевизор. В это время как раз олимпиада транслировалась. И хозяева очень активно следили за событиями и обсуждали результаты соревнований. Мне было даже слегка неудобно не знать, в отличие от хозяев отечественных спортсменов. Очень непривычно это всё воспринимается в подобных условиях. Вспомним хотя бы Кытыл. Жаловались только, что двух больших солнечных батарей не хватает, нужно ещё купить, иначе не получается смотреть телевизор очень долго.
А ещё есть газ. Под нарами лежит самый обычный, большой газовый баллон. Это уж совсем комфорт. Завозят его сюда какими-то сложными путями по зимникам из Якутска. Говорят, на лето одного баллона хватает, а зимой всё равно нужно печку топить. Зимой они тоже тут обитают, подлёдной рыбалкой занимаются. Не всё время, частично всё же в посёлке. Нравится им такая жизнь в уединении и при деле, это как-то во всём сквозит. Есть внутренняя гармония в этих людях.
Местная рыбалка, это совсем не та рыбалка, что можно было бы себе представить. Это занятие сильно отличается от рыбалки, например, в средней полосе. Два мешка чира в день на подлёдной рыбалке, считается посредственным результатом. И это на удочку. Как хозяева рассказывали, они ставят над лункой палатку с печкой, берут туда еду и сидят там целый день, особенно если рыба хорошо клюёт. Летом ловят, в основном, сетями и улов тоже измеряется центнерами и тоннами. Не за день, конечно, за сезон. Гоша рассказывает, приехал как-то к ним родственник из средней полосы, любитель рыбалки, для которого 2-3 небольших рыбёшки за день вполне даже результат. Пошли они тогда на подлёдную рыбалку. Через час гость рыбалку бросил и больше к этому не возвращался. Сказал – это не рыбалка, как из кастрюли достаёшь
Угощали нас сегодня мясом сохатого с рисом, котлетами из рыбы, ухой из Индигирского омуля, которого только что вытащили из сетей, а также, только что посоленной икрой этого омуля. Вкуснотища! На все мои спасибо, Лана отвечала, что у них тут спасибо не принято говорить, угощать хорошо гостей, само собой разумеется.
А вечером ездили неподалёку, проверять сети. Их тут ставят в заводях, где нет течения. Поймали только омуля, всего с десяток. Сейчас плохая рыбалка. Вода упала, стала прозрачной, рыба держится у дна в фарватере. Кроме омуля здесь водится чир, щокур, нельма, чебак, ниже у Чокурдаха ещё муксун. Серьёзная всё рыба.
Георгий Семёнович Слепцов - Гоша. С его лица почти никогда не сходит обаятельная улыбка. Кстати, Слепцовы здесь очень распространённая фамилия. Говорят, в Зашиверске был православный священник Слепцов. И когда крестил местное население, всем давал свою фамилию.
Саргылана Николаевна Слепцова - Лана. Кстати, наполовину русская. Её мама приехала сюда из Твери в 17-летнем возрасте, да так и осталась. И Лана до школьных лет совсем не говорила по-русски. В школьные годы на какое-то время её увезли в Тверь, только там и научилась говорить, но первое время в школе были трудности с этим. У неё есть сестра, которая где-то там и живёт теперь, но Лана именно здесь на своём месте.
Аркадий привёз с собой спутниковый телефон, и хозяева смогли позвонить детям.
Гоша узнал, что я бывший геолог и демонстрирует разные камни которые насобирал. Так и не понял, что за охристый кусочек он мне показал цвета синьки, которым запросто можно писать, как мелом. Какой-то природный краситель.
Окно в целый мир.
Солнце даже здесь, в Заполярье может поработать. А бензиновый электрогенератор у них тоже есть.
На сетях.
Скромный вечерний улов.
Анонс.
28 июля
30 июля